Через слово - к Человеку!

вторник, 11 октября 2011 г.

О содействии аттестации учителей русского языка и литературы Московской региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников»






I. Общие положения
1. Основываясь на Приказе Минобрнауки России № 209 от 24 марта 2010 г. «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» п. 4 (принципы коллегиальности, гласности, открытости, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации), Московская региональная общественная организация «Независимая ассоциация словесников» готовит независимое экспертное заключение профессионального сообщества о результатах деятельности коллег.
2. Данное экспертное заключение не подменяет документы, подаваемые для аттестации педагогических работников образовательных учреждений в аттестационную комиссию субъекта Российской Федерации. Согласно п. 5 Приказа, данная комиссия формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Устав МРОО «Независимая ассоциация словесников» предполагает общественный механизм экспертизы.
3. При этом, согласно п. 6 Приказа, Аттестационная комиссия формируется среди прочего из числа представителей научных организаций и общественных объединений. Кроме того, согласно п. 3.1 Устава, для достижения уставных целей и задач Московская Ассоциация в соответствии с действующим законодательством РФ имеет право участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном действующим законодательством РФ.
4. Экспертное заключение, выданное МРОО «Независимая ассоциация словесников», является результатом длительного наблюдения за деятельностью педагога и объективного анализа его профессиональных качеств. Наличие такого заключения является приоритетным при принятии Аттестационной комиссией того или иного решения.
5.     Аттестуемый педагог имеет право воспользоваться или не воспользоваться (в случае не удовлетворяющей его оценки) данным Ассоциацией экспертным заключением. 

II. Порядок подготовки независимого экспертного заключения
6. Для проведения независимой экспертизы с целью осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника аттестуемый за 1 месяц до подачи документов в Московский центр качества образования обращается с письменным заявлением к Председателю Ассоциации.
7. Председатель Ассоциации по данному обращению формирует независимую экспертную группу в составе 5 членов общественной организации таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на итоговое экспертное заключение. Сотрудники Московского центра качества образования с общественными экспертами проводят предварительные консультации-инструктажи. 
8. В период работы независимой экспертной группы оценка профессионально-методического мастерства учителя проводится в форме собеседования с экспертами, проведения открытого урока, анализа школьной документации у аттестуемого, представленной экспертам администрацией школы, опроса учащихся и родителей, а также в форме экспертного среза знаний школьников, призванного подтвердить тот или иной уровень профессиональной подготовленности учителя. Все эти формы работы независимой экспертной группы направлены на то, чтобы помочь учителю обобщить свой педагогический опыт, дать возможность грамотно подвести итоги педагогической деятельности и облегчить сбор материалов для портфолио (см. Приложение 1).
9. Одной из инновационных форм оценки профессиональной компетентности педагога МРОО «Независимая ассоциация словесников» (учитель вправе выбрать для себя удобную форму представления своих профессиональных качеств) предлагается Смотр учительского мастерства. Это современная и многообразная форма коллективной экспертизы, при которой педагог перед своими коллегами демонстрирует в том или ином виде свой педагогический опыт. Затем проводится Круглый стол, по итогам обсуждения совместными усилиями составляется внешнее экспертное заключение, объективно отражающее заслуги учителя.
10. В межаттестационный период учитель может воспользоваться также (по желанию) сайтом МРОО «Независимая ассоциация словесников» для размещения на нем информации о своих текущих достижениях. В этом случае в аттестационный период независимая экспертная комиссия лишь анализирует созданную самим педагогом базу данных на себя.         
11.  Какую бы форму экспертизы ни выбрал для себя педагог (см. п. 8-10), в итоге в любом случае проводится расширенное заседание экспертной группы МРОО «Независимая ассоциация словесников», которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов. Педагогический работник имеет право лично присутствовать на таком заседании. Один из членов экспертной группы зачитывает подготовленное группой независимое экспертное заключение, отвечает на вопросы слушателей, вносит коррективы.
12. Решение заседания принимается большинством голосов присутствующих на заседании. При равном количестве голосов решение принимается в пользу педагогического работника. При экспертизе педагогического работника, являющегося членом экспертной группы, он не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
13. Решение заседания оформляется протоколом, который подписывает и заверяет печатью Председатель Ассоциации. Копия протокола и подготовленное экспертное заключение передается учителю для дальнейшего приложения к документам для Московского центра качества образования.

Приложение 1.
Портфолио современного учителя русского языка и литературы
I.                   Общие положения
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений учителя. Это один из современных методов профессионального развития. Он предназначен для систематизации накопленного опыта, определения направления развития педагога, для объективной оценки его профессионального уровня.
II.                Структура и содержание портфолио
Раздел 1. Общие сведения об учителе
- Титульная страница (ФИО учителя, число, месяц и год рождения).
- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ.
- Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов).
- Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
- Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
- Дипломы различных конкурсов.
- Педагогическая нагрузка на текущий учебный год.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
- Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.
- Сравнительный анализ деятельности педагогической работника за 3 года на основании:
- текущих и итоговых оценок;
- промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- контрольных срезов знаний (диагностические тесты, диктанты, изложения, сочинения и пр.);
- участия воспитанников в школьных, районных, городских, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах и т.д.
- Вывод о динамике учебных достижений обучающихся за последние три года.
- Наличие медалистов.
- Поступление в вузы по специальности и т.п.
- Результаты исследования уровня комфортности обучающихся на уроке, объемов домашних заданий, степени реализации развивающей и воспитательной целей, динамики численного состава учащихся и т.д.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
- Материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.
- Материалы, в которых обосновывается выбор учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
- Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникативных технологий, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п. (допускается самоанализ в виде обобщения собственного педагогического опыта).
- Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
- Работа в методическом объединении, экспертных советах, сотрудничество с методическим центром, другими учреждениями.
- Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
- Участие в экспериментально-инновационной деятельности.
- Участие в методических и предметных неделях.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта через организацию и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов, предметных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п.
- Проведение научных исследований.
- Разработка авторских программ урочной и внеурочной деятельности.
- Подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
- Творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету.
- Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.).
- Программы кружков и элективных курсов.
Раздел 5. Учебно-методическая база
- Данные об учебно-методической базе (подтверждаются выпиской из паспорта учебного кабинета):
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
-  наличие компьютера и компьютерных средств обучения (принтер, интерактивная доска и пр.);
- список аудиозаписей, учебных фильмов, образовательных и развивающих компьютерных программ (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и т.п.);
- список словарей, справочной литературы и дидактических материалов (сборники задач и упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.);
- измерители качества обученности учащихся.
Раздел 6. Выполнение функции классного руководителя
- Формирование и обновление базы данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам.
-   Работа с родителями.
- Выявление уровня развития детского коллектива (данные психолого-статистического мониторинга).
Раздел 7. Публикации, отзывы
- Статьи, напечатанные в профессиональных периодических изданиях, сборниках и т.п.
- Тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях, семинарах, заседаниях методического объединения.
- Отзывы коллег, администрации, родителей, учащихся (представляются в виде текстов заключений, рецензий, резюме, рекомендательных писем).
III. Деятельность учителя по созданию портфолио
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе, а также в электронном виде.  Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и нумероваться постранично.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.
Портфолио учителя служит основанием для участия в различных конкурсах, для аттестации на квалификационную категорию, для распределения стимулирующей части оплаты труда.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
2. Представление методических, научно-методических, опытно-экспериментальных разработок // Завуч, 2005. № 4. С. 100-110.
3. Тралкова Н.Б. Портфолио учителя русского языка и литературы // Русская классическая литература. Современное прочтение и методика изучения. М., 2009. С. 191-195.
4. Новикова Л.И. «Портфолио». Жизнь слова в образовательном пространстве // Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. М., 2009. С. 43-51.
5. Портфолио учителя / Сост. Л.П. Макарова. Волгоград: Учитель, 2009.
6. Портфолио участников образовательного процесса / Под ред. Н.И. Яковлевой. М., 2009.

Комментариев нет:

Отправить комментарий