Через слово - к Человеку!

среда, 15 августа 2012 г.



Ассоциация учителей русского языка и литературы
Кафедра филологического образования МИОО

Обобщение результатов независимой педагогической экспертизы учебно-методических комплексов по русскому языку и литературе для 5 классов образовательных учреждений г. Москвы в 2012-2013 уч. г.

Москва по отчетам Министерства образования и науки Российской Федерации прошлого года не оказалась в числе регионов, использовавших в качестве учебно-методических комплексов книги, которые не входят в Федеральный перечень рекомендованных и допущенных для работы в образовательных учреждениях страны. Тем не менее существуют определенные диспропорции в выборе учебно-методических комплексов учителями Москвы. Приведем обзор независимых статистических данных востребованности учебно-методических линий учебников по русскому языку и литературе в 5 классах общеобразовательных учреждениях г. Москвы в  2011 – 2012 уч. г.:


Русский язык
Авторы УМК
Количество учителей, использующих данный УМК
 1. Программа под ред. В.В. Бабайцевой.
8 %
2. Программа под ред. А.А. Леонтьева (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.).
1 %
3. Программа под ред. Н.М. Шанского (Ладыженская Т.А. и др.).
69 %
4. Программа Львовой С.И., Львова В.В.
5 %
5. Программа под ред. М.В. Панова.
1 %
6. Программа Разумовской М.М. и др.
25 %

Литература
Авторы УМК
Количество учителей, использующих данный УМК
1. Программа под ред. В.Я. Коровиной.
72 %
2. Программа под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого.
10 %
3. Программа под ред. Т.Ф. Курдюмовой.
9 %
4. Программа под ред. М.Б. Ладыгина.
3 %
5. Программа под ред. А.Г. Кутузова и др.
2 %
6. Программа под ред.  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
2 %
7. Программа под ред. В.Г. Маранцмана.
3 %
8. Программа под ред. Г.С. Меркина и др.
2 %


Департамент образования г. Москвы, подводя итоги по формированию заказа по доукомплектованию учебниками и учебными пособиями средней и старшей ступени общего образования на 2011 – 2012 учебный год, отметил ряд существенных недоработок методических служб столицы в этом направлении. Как показывают результаты независимого анкетирования слушателей курсов повышения квалификации МИОО, многие учителя-словесники действительно не владеют в полной мере информацией о современных учебно-методических комплексах по русскому языку и литературе.
Следовательно, тезис Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 55, п. 4): «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением…» - не может быть в полной мере реализован без должной информационно-просветительской работы среди педагогической общественности.
Согласно Распоряжению Департамента образования города Москвы № 2/35-665 от 07.02.2012 г. о содействии Ассоциаций учителей-предметников города Москвы в проведении независимой педагогической экспертизы представленных издательствами учебников для 5 классов на предмет их соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, кафедрой филологического образования МИОО и Региональной     общественной организацией «Независимая ассоциация словесников» был привлечен для обсуждения методический актив города, что позволило в итоге получить объективные данные о методических возможностях тех или иных учебников, а также рисках их использования в образовательном процессе в связи с введением новых образовательных стандартов.
Всего для обобщения было прислано от методистов ЦАО 12 экспертных заключений, от методистов СВАО – 16, от методистов ЮВАО – 6, от методистов ЮЗАО – 7, от методистов ВАО – 1, от сотрудников кафедры филологического образования МИОО – 5. Не все заключения одинакового качества, однако в целом они создают общую картину ситуации, складывающейся вокруг учебников по русскому языку и литературе для 5 классов.
Основные документы, использованные при проведении экспертизы: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. № 2080 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
другие федеральные, региональные, локальные нормативно-правовые акты, включая образовательные программы и программы развития образовательных учреждений г. Москвы, с учетом особенностей организации образовательного процесса в конкретных классах, например, при работе в условиях эксперимента, в разновозрастных учебных группах, при опережающем, стандартном, щадящем режимах обучения и т.д. 
Обобщенные результаты экспертизы представлены в таблице:
Предмет

Издательство, учебная линия
Авторский коллектив
Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения
Риски
Русский язык


1.       Издательство «Дрофа». Линия «Вертикаль» как продолжение учебной линии «Ритм».
Под ред. В.В. Бабайцевой. 
1. Данное издание предназначено для использования в классах углубленного изучения предметов гуманитарного цикла.
2. Провозглашены традиционные принципы обучения русскому языку: принцип изучения морфологии на синтаксической основе, принцип усиления практико-правописной направленности, принцип развития связной речи.
3. Введены условные обозначения: «Опорный материал» (правило-схема), «Материал по развитию речи», «Контролируй себя!» (формулировка правила и процесс его применения), ключ (ответы в конце учебника), задания для работы на компьютере (объявлены, но на самом деле это редкий гость в учебнике).
1. Некоторые расхождения лингвистической теории учебника с общепринятыми в школьной практике представлениями, что затрудняет в последующем сдачу школьниками ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
2. Определенные неудобства в использовании 3 частей учебника.
3. Отчасти учебник для 5 класса переработан под новый Стандарт, но в целом все осталось прежним.
4. Хотелось бы видеть учебник для 5 класса более красочным.
5. Недостаточно материалов, раскрывающих многообразие национальных культур народов России. 
6. Не все виды речевой деятельности развиваются в равной мере. 
7. Описки в части «Теория»: §7,стр. 19 «В настоящее время в практике…использование буквы ё в тех слечаях…»; §22, стр. 46 «Сравните:…рабочий человек – подилой рабочий».
8. Желательно, чтобы  орфографические правила, которые заключены в рамки, сопровождались  названиями орфограмм.
9. Мало таблиц и схем. Целостный  текст затрудняет внимание.
2.       Издательство «Дрофа».
Разумовская М.М. и др.
1. Данное издание предназначено для использования в общеобразовательных классах.
2. Нетрадиционно авторы излагают теоретический материал: определения и правила представлены в виде образцов рассуждений (способов действий) и лингвистических рассказов. Соответственны и способы подачи теоретических сведений – рубрики: «Вспомните!», «Возьмите на заметку!», «Учитесь рассуждать на лингвистические темы».
3. Методический аппарат учебника содержит задания двух уровней сложности, что позволяет учителю вариативно подходить к построению уроков, в зависимости от степени подготовленности класса и отдельных учеников.
4. Раздел «Морфология» в 5 классе начинается глаголом.
5. Есть интересные упражнения на словообразовательные модели, на замену фонетической записи орфографической.
6. Полулинейный курс развития речи.
7. Единая последовательность изучения языковых явлений: узнавание, систематизация, самостоятельный подбор примеров, внимание к орфоэпии, художественные средства.
8. В учебнике много иллюстраций.
9. Особая рубрика ЗПС (значение – правописание – строение).
10. Большое количество заданий на догадку, любознательность.
11. Начинается книга с эпиграфа и определения данного термина. Дается понятие лингвистики. Первые тексты представляют собой интересные познавательные моменты и заставляют учащихся задуматься над «загадкой языка». Детям дается рекомендация употреблять в письменной речи букву «ё», а не только «е».
12. Практически к каждому тексту упражнения есть задание сформулировать и пояснить основную мысль данного текста.
1. Излишне заострение внимания на технике рассуждения на лингвистическую тему.
2. Небольшое внимание упражнениям на выработку практико-правописных навыков (вместо этого огромные тексты для чтения).
3. Нет словарных слов на страницах.
4. Упражнения перегружены сложными для ученика, только что переступившего порог начальной школы, заданиями. Последовательность многих упражнений не соответствует принципу от простого к сложному.
5. Очень трудно представлен раздел «Фонетика». В целом, много определений и толкований языковых явлений составлены неоправданно трудно. Например, на стр. 20, 25. 30, 58 и др.
6. Справки о выдающихся русских филологах настолько недостаточны, что учащиеся вряд ли смогут что-то запомнить.

3.       Издательство «Дрофа».
Быстрова Е.А. и др.
1. Данное издание предназначено для использования в национальных школах.
2. В основе учебника для национальных образовательных учреждений лежит оригинальная методическая система, позволяющая вести комплексное обучение различным видам речевой деятельности. В учебнике осуществляется взаимосвязанное обучение разным уровням языковой системы и одновременное изучение русского языка и русской культуры. Учебник сохраняет единые с начальной школой исходные позиции в обучении — коммуникативно-деятельностный подход.
3. Тексты и задания упражнений призваны расширить кругозор учащихся, повысить их культурологический уровень, усилить интерес к изучению языка.
4. В разделе «Речь» предложено большое количество устных упражнений, интересно рассказываются о диалоге и монологе, об особенностях русского речевого этикета (например, упр. 25, 26). Упражнения 30, 34 и многие другие снабжены словами-подсказками, что облегчает понимание текстов и способствует развитию устной речи обучающихся.
5. По разделу «Фонетика. Орфография. Орфоэпия» следует отметить следующее: изучаемый материал предлагается достаточно интересно, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Теоретические сведения по теме снабжены таблицами, необходимыми разъяснениями и толкованием возможно непонятных слов и выражений для детей с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения (это относится к материалам §§ 15-17 и др.). Удачно подобраны тексты  из произведений художественной литературы, например, стихотворения И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева; проза В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М. Зощенко и многих других художников слова, которые прививают неподдельный интерес и любовь к русскому слову, языку и обогащают словарный запас пятиклассников. Раздел расширяет знания учащихся данного контингента о слогах, ударении и правилах переноса слов (например, материал § 23), а также знакомит с русской интонацией и логическим ударением, что непременно приведет к успешному овладению русским языком.      Авторскими находками можно считать  рубрику «Читаем, говорим, пишем» и обоснованное введение в «Фонетику» тем «Правописание безударных гласных» и «Произношение сочетаний согласных», а также задание-конкурс «Как стать счастливой…».
6. Анализируя раздел учебника «Лексика», хочется отметить доступную подачу материала, разнообразие упражнений по данной теме, хороший подбор текстов русской поэзии и прозы (например, упр. 168, 175). В разделе содержатся задания по видам разборов, а если этому не начать обучать уже в 5 классе, то впоследствии это сделать уже будет сложно.
7. В разделе «Состав слова. Словообразование» учащиеся знакомятся со сложными явлениями русского словообразования, сводящимися очень часто не к простому членению слова на морфемы, а к этимологии (истории происхождения слова) и связанным с этим трудностям. Эта тема всегда считалась и считается трудной для учеников с родным (нерусским) языком обучения. В представленных параграфах на доступном уровне, с применением поэтических текстов С. Есенина, М. Лисянского и других поэтов подается материал о морфемном делении слов русского языка (§§ 35-37 и др.).
8. Раздел учебника «Морфология. Имя существительное как часть речи» предоставляет нам возможность познакомиться с большим объемом информации по данной теме. Хочется отметить большое разнообразие тематических текстов, но, к сожалению, сами тексты очень сложны и объемны (например, упр. 321 «Девочка с камнем»; упр. 325 «Птицы»). Считаем нужным подчеркнуть то обстоятельство, что введение тем параграфов §§ 66-68 «Винительный падеж существительных с предлогами», «Дательный падеж существительных без предлогов» углубляет и расширяет знания учащихся, делает усвоение этих тем менее трудными. Именно подробное объяснение подобных тем способствует улучшению их изучения.
9. Следующий раздел – «Глагол». Авторы учебника переставляют традиционную подачу учебного материала, при которой сначала изучается тема «Имя прилагательное». Считаем это правильным решением, так как очень часто, учитывая разные объективные причины, времени для изучения столь важной темы не хватает. В связи с этим, обучаясь по данному учебнику, тема «Глагол» будет изучена.
10. «Имя прилагательное» - последний раздел данного учебника. Он небольшой, снабженный необходимым количеством справочных материалов, прекрасными художественными текстами, что не может оставить равнодушными чувства учеников. Удачное «вспомним» о склонении имен прилагательных с мягкой и твердой основой, о которой они действительно забыли. Здесь же уместно описание картины (упр. 488). Раздел эмоциональный и впечатляющий, это гарантированно поможет в обучении русскому языку.
1. Идея развивающего обучения недостаточно реализуется в способах подачи материала, в творческих заданиях, в исследовательской деятельности, в освещении проблемных вопросов.
2. Обращает внимание недостаточное количество рисунков-иллюстраций к упражнениям и текстам, а ведь картинки существенно помогают обучаться языку вообще, а русскому – в особенности. Это замечание можно отнести, например, к упражнению 39 и другим. Наличие ярких, красочных иллюстраций – важное условие успешного, заинтересованного обучения.
3. Отмечая достаточное количество упражнений для устной речи, заметно ограниченное количество упражнений с заданием «спишите, подчеркните, обозначьте» и т.д. На это надо обратить внимание при окончательной доработке учебника.
4. Вместе с достоинствами в разделе «Лексика»  просматривается все тот же недостаток: отсутствие иллюстрированного материала и однообразие предлагаемых упражнений.
5. Несмотря на упражнения разного характера в разделе «Состав слова. Словообразование», отмечается полное отсутствие упражнений с другими заданиями: озаглавить текст, подчеркнуть главные члены предложения, обозначить изучаемую орфограмму и т.д., что ведет к некоторой односторонности обучения. Анализируя количественную составляющую упражнений, обращает на себя внимание упр. 196 (§ 35). Если его выполнить при закреплении темы, то что остается на дом? В данном разделе не хватает таблиц, схем, иллюстрирующих упражнения по такой сложной теме.
6. Переходя к разделу «Синтаксис и пунктуация», обратимся к заглавию § 42 «Вспоминаем предложение». Хочется назвать параграф по-другому, традиционно. А § 44? Считаем, что он перегружен и упражнениями, и схемами к ним.
7. Отмечая заслуги авторов учебника в подборе и расположении материала раздела «Глагол», необходимо обратить внимание на следующее: правила должны быть выделены четче, ярче, с заключением их в рамки. Это концентрирует внимание обучающихся, они быстрее найдут это правило и применят его на практике.
8. Завершают учебник подразделы «Повторяем изученное», «Сборник трудностей русского языка» и «Содержание». Раздел о повторении очень небольшой, можно расширить и изменить название.






4.       Издательство «Баласс». Линия непрерывного образования «Образовательная система «Школа 2100».

Под ред. А.А. Леонтьева (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.).
1. Главное достоинство учебника – осуществление на практике системно-деятельностного подхода в обучении. Содержание учебника позволяет формировать и развивать навыки перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
2. Принцип минимакса (учебник предлагает максимально, а учитель спрашивает минимально). Возможности учебника при обучении слабых детей. Очень много заданий на поэлементную проработку практических навыков. 
3. Учебник предполагает использование проблемно-диалогической технологии введения новых знаний на уроках русского языка, способствующие развитию критического мышления. Вопросы и задания предполагают формирование и развитие у обучающихся навыка исследовательской работы и самостоятельного открытия знания.
4. На уроках предполагается использование технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Технология описана в виде правил действия: что оценивать, кто оценивает, по каким критериям оценивать и т.д.
5. В учебнике имеется цветовая маркировка заданий, связанная с приобретаемыми компетентностями.
1. Большое количество опечаток, которые так и не учитываются из года в год.
2. Некрасочные иллюстрации. Рисунки мелковаты, таблицы и схемы редки.
3. Учебник, как и большинство современных учебников, остается орфоцентричным. В нем не реализуется в полной мере требование развития коммуникативной компетенции у школьников. Творческие  задания по развитию речи хрестоматийны, мало внимания уделяется развитию устной речи школьников.
4. Русская речь представлена в учебнике не во всех функциональных стилях. Отсутствует язык СМИ, слабо представлена публицистика,  очень редки примеры бытовой речи (включены в художественные тексты). Такая ситуация объяснима стремлением дать в тестовом материале примеры литературного русского языка. Однако сегодня необходимо уже в среднем звене демонстрировать школьникам тексты разных функциональных стилей, разной стилевой окраски и учить их оценивать такие тексты, понимать их место и роль в социальной жизни.
5. Требование функционального обучения языку в смысле «Хочу выразить определенную мысль в определенной аудитории, используя определенные средства» в этом учебнике, как и в других, не реализовано последовательно.
6. Можно и нужно уже в 5 классе активнее ориентировать детей на проведение самостоятельных языковых наблюдений и исследований. В учебнике исследование очень ограничено: призывает к наблюдению над небольшой выборкой слов, предложений и заставляет школьников делать почти очевидные выводы (в силу предварительной подготовки материала авторами и графических выделений «важных мест»).
7. Хорошо бы развить в методическом плане идею выделения ключевых слов параграфа. Кроме самостоятельных определений, вписывания их, стоит заложить упражнения по классификации и систематизации таких слов.
8. На наш взгляд, отдельные обозначения около текстов учебника (очки, домик) лучше убрать, поскольку подобные значки могут ограничивать деятельность учителя. Вообще, стоит дополнительно поработать со знаками-сигналами: найти знаки для памяток, самого важного, хорошо отмечать нестандартный материал повышенной сложности и веселый, снимающий интеллектуальное напряжение материал. Работа в данном направлении могла бы улучшить учебник с точки зрения его психологического восприятия школьниками.
9. Изменения полиграфической стороны учебника могло бы «оживить» имеющийся в нем материал, устранить некоторую зрительную «монотонность», некоторую инерцию. Интуитивно, хотелось бы чуть «разгрузить» страницу учебника.
10. Требованием времени является соединений печатного учебника и сетевых ресурсов.  Оно в учебнике не реализовано.
11. Понятно стремление авторов к пропедевтическому изучению местоимения как части речи во всей совокупности его разрядов, однако нерациональна именно дробность освоения темы «Местоимения».
5.       Издательство «Русское слово». Линия «Инновационная школа» как продолжение УМК Кибиревой Л.В. и др.
Под ред. Е.А. Быстровой.
1. Опора на сложившиеся традиции и современные тенденции, инновации в разработке методического аппарата учебника, технологии обучения.
2. Логическая последовательность и ясность изложения учебного материала. Наглядность объяснения теоретически важных понятий.
3. Исчерпывающий для каждого возраста объем и характер сведений по изучаемой теме.
4. Оптимальное соотношение теоретического материала и практических заданий.
5. Большое внимание уделяется воспитанию эстетического восприятия языка учащимися.
6. Методический аппарат учебника опирается на коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий формирование функциональной грамотности, возможность применить полученные знания на практике, развитие логико-понятийного аппарата учащихся, развитие речи в устной и письменной формах в разных стилях и жанрах речи.
7. По-новому решается вопрос речевого развития учащихся: каждый учебник начинается со специального раздела «Речь», который организует всю дальнейшую работу по формированию  коммуникативной компетенции.
8. Для овладения приемами наблюдения, сопоставления, анализа и систематизации материала в учебник включены проектные задания.
9. В структуре учебника четко просматривается система контроля знаний учащихся: словарный диктант, повторение теоретических вопросов, тестовые задания, анализ текста, творческие задания.
10. В конце каждой из двух частей учебника даны памятки; словарики орфографических и орфоэпических трудностей, а также толковые словари на основе текстов произведений.
11. Диалог как основа общения авторов учебника с учеником: наличие рисунков с изображением сцен общения; вопросные остановки в тексте – путь к присвоению информации; работа над правилами речевого этикета.
12. Для работы над произведениями живописи предлагаются картины на выбор.  
13. Имеется рубрика «После урока – в библиотеку!».     
1. Неоправданно большие тексты.
2. Отсутствует баланс между устными и письменными заданиями, между разными разделами.
3. В параграфах 10 и 16 у [j] не указана мягкость, что противоречит именно школьной традиции.
4. Возрастные и физиологические особенности восприятия мира у пятиклассников  предполагают более красочные иллюстрации.
5. Рекомендуется включить больше заданий исследовательского характера.

6.       Издательство «Русское слово».
Под ред. М.В. Панова.
1. Учебник в большей мере рассчитан на классы филологической направленности. Главный принцип учебника – изучаем не правила, а закономерности.
2. Теоретическая и практическая задачи       курса решаются в их единстве.
3. Процесс обучения строится как совместный поиск языковых законов. Теоретические сведения не преподносятся в готовом виде – учебник через систему заданий подводит детей к открытию. В учебнике представлены рассказы о лингвистах. Самооткрытие теории происходит через введенных героев учебника: Вова Бутузов, Настя Кувшинчикова, фантастический герой Жучок-Колпачок.  
4. Учебник нацелен на развитие творческого мышления учащихся, вовлечение их в процесс научного исследования: дети учатся наблюдать языковые факты, анализировать, обобщать. Это способствует умению понимать лингвистический текст, пересказывать его, рассуждать на лингвистические темы, использовать научную терминологию.
5. Большое внимание уделяется воспитанию эстетического восприятия языка, раскрытию красоты родного языка, его богатства и выразительности.
1. Катастрофически не хватает дидактического материала тренирующего характера, что, впрочем, компенсируется учебными пособиями, дополняющими учебник.
2. Учебник содержит очень много словарных слов.  

7.       Издательство «Мнемозина». Линия «Открываю мир» (с 5 класса).
Под ред. Г.Г. Граник.
1. Алгоритмизация курса русского языка.
2. Изобразительная форма подачи правил.
3. В учебник активно используются различные «маяки»: согнал обращения к Интернету, сигнал обращения к той или иной книге.
4. Особое внимание авторами уделяется умению планировать школьниками свою работу и оценивать ее. Для этого привлечены так называемые «светофоры» и ключи с правильными ответами.
5. В учебниках есть специальная рубрика «Перемена», предназначенная для отдыха ребят (в ней предлагаются различные лингвистические игры, ребусы, шарады, кроссворды и пр.).
Учебник в целом носит экспериментальный характер. В нем много нового, интересного, яркого и запоминающегося, но в качестве учебника как такового его рассматривать пока рано.
8.       Издательство «Мнемозина».
Львова С.И., Львов В.В.
1. Обеспеченность учебника различного рода пособиями и рабочими тетрадями: «Учимся читать, слушать, говорить, писать», «Проверь себя», «ЕГЭ: шаг за шагом», «Дневник достижений учащегося по русскому языку». В методических пособиях характеризуются основные направления в работе (использование этимологического комментария и семантического анализа при формировании навыков правописания, развитие способности учеников оценивать свои успехи в овладении учебной программой и т.п.).
2. Целенаправленное развитие врожденного чувства языка и речемыслительных способностей учащихся.
3. Ярко выраженная семантическая направленность в изучении грамматико-орфографического материала;
усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный,
этический и эстетический аспекты).
4. В качестве текстов привлечены лучшие образцы русской классической и   современной  художественной литературы. Реализация всесторонних межпредметных связей: широко использованы в учебнике произведения живописи и графики, фотографий, фотоколлажей и рисунков. Выполнение особых заданий «На уроке…» (биологии, географии и т.д.).
5. Ориентация на системность восприятия и усвоения учебного материала, демонстрацию внутрипредметных связей явлений языка и  формирование на этой основе  системы  знаний умений и навыков по предмету.
6. Дифференцированное представление материала, использование заданий различной степени сложности.
7.   Формирование навыков самостоятельной работы школьников с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, самоучителей, мультимедийных средств и пр.).
8. В учебнике сняты виды языковых разборов, обозначенные цифрами. Предполагается, что если организуется работа над словом, то она пройдет комплексно, слово будет проанализировано с разных точек зрения.
9. На поля выводятся только слова с толкованием лексического значения, а то, что учителя привычно называют словарными словами, собрано в финальном упражнении каждого раздела под рубрикой «Орфографический минимум», причем перед нами не слова, а специально подобранные словосочетания.  
10. Введены рубрики «Слушаем и анализируем звучащую речь», «Проводим самостоятельные мини-исследования», «Обращаемся к Интернету», «Проводим конкурс художников».
11. Для исправления разного рода и свойства ошибок в учебник помещены тексты, написанные ученической рукой.
12. Содержательно все первое полугодие посвящено «Введению в лингвистику», в этом разделе повторяются и углубляются все сведения о языке и речи, полученные в начальной школе: от фонетики до текстологии; во втором полугодии изучаются существительное, прилагательное и глагол.
1. В учебнике 3 части. 1 и 2 части последовательные в прохождении учебного материала. Вызывает сомнение 3 часть «Справочные материалы».
2. Усложнена система условных обозначений по теории: основные теоретические сведения, рубрика «Знайте и применяйте!» (учит применять на практике теоретические сведения), рубрика «Обратите внимание!» (предлагает дополнительный теоретический материал).  

9.       Издательство «Просвещение». Линия непрерывного образования «Школа России». 
Под ред. Н.М. Шанского (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.).
Классический учебник,  несколько обновлен, но остался верен прежним хорошим и добрым традициям отечественной методики, Московской методической школы.
1. Не очень удачное оформление учебника в стиле гжель.
2. В параграфе №16 дается определение глагола: «Глаголы – это слова, которые обозначают действия».  В предыдущих параграфах дается понятие «часть речи». На наш взгляд, нет соответствия между терминами. Слова «бег», «прыжок» тоже обозначают действие, но являются именами существительными.
10.  Издательство «Просвещение». Линия непрерывного образования «Перспектива» (= «Академический школьный учебник»).
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
1. Учебник новый, претендующий на то, чтобы быть учебником для всех и для каждого. Это связано  с тем, что лаконично и просто изложен теоретический материал, а подборка заданий направлена на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения.
2. Имеет фиксированный в тематических разворотах формат (напоминает хорошо знакомое виртуальное пространство Интернета), где с определенной ритмичностью повторяются структурные элементы каждой темы. Теоретический материал для обязательного изучения располагается на основном поле учебника, вся дополнительная информация – во «всплывающих окнах».
3. Направлен на взаимосвязанное развитие всех видов компетенций в совокупности с формированием универсальный учебных действий.
4. Учебник формирует активный и потенциальный словарь учащихся. Нет ни одного параграфа, в котором бы не вводилось значение слов, не прояснились бы их трудные написания или произношения.
5. «Советы помощника» как своеобразная энциклопедия памяток и подсказок развивают способность к самоорганизации, самооценке.
6. Удачный ход авторов учебника – орфографический практикум в начале каждого параграфа.
7. Задания, связанные с формированием навыков правильного чтения и понимания текстов, вошли в оригинальную рубрику «Школа чтения».
1. Хотя текст и является системообразующим элементов каждого параграфа, есть некоторые вопросы и замечания к подборке текстов упражнений. Они не всегда интересные, информационно насыщенные.
2. Материал рубрик «Это интересно», «Из истории языка», «Лингвистические игры, задачки» часто не насыщает интеллектуальное пространство учебника,  а является лишним, выпадающим из общей логики изложения учебного материала.
3. Есть обозначенные, но практически не работающие рубрики: «Вопросы к теме», «Задания повышенной сложности».    
4. Отсутствует раздел «Повторение в начале года», без этого трудно начинать изучение курса 5-го класса.
5. Необходимо добавить задания, направленные на взаимодействие учащихся друг с другом.

11.    Издательство «Вентана-Граф». Линия «Алгоритм успеха». Данная линия учебников продолжает учебники по русскому языку для начальной школы под ред. Иванова С.В., входящие в систему «Начальная школа XXI века»
Под ред. М.В. Шмелева.
1. УМК направлен на обеспечение формирования коммуникативной, лингвистической и языковой, культуроведческой компетенций.
2. Основан на оригинальной авторском подходе к структурированию учебного материала. Учебник строится по модульному принципу. Каждая из глав включает пять повторяющихся разделов, выделенных особым цветом: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Культура речи», «Повторение». В последнем разделе в интегрированном виде обобщаются материалы всех разделов, а также есть лингвистические задания игрового характера.
3. Главное достоинство – наличие системы проектной деятельности, что является редким явлением среди учебников по русскому языку.
4. Достаточное количество иллюстраций к заданиям по развитию речи; различное цветовое оформление разных тем (шрифтовые выделения, графические материалы). Особенно яркими являются иллюстрации на С. 5 (карта РФ), С. 33,  С. 69, С. 117.
5. За небольшим исключением, вопросы соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Среди заданий имеются задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания для работы в парах и группах. 
6. Встречается рубрика «Работа в парах», предполагающая взаимодействие со сверстниками в учебном процессе.
7. Содержание направлено на реализацию мета- и межпредметных подходов в обучении. Прослеживаются связи с физической культурой, правилами дорожного движения, языкознанием, литературой, МХК. Есть существенное количество заданий, которые отражают повседневный опыт учащихся.
8. В конце книги размещен раздел «Приложение»: долгосрочные проекты (создание словаря, составление словарных карточек, проект «История письменности», сочинение лингвистической сказки, рисунки в жанре «Веселая лингвистика»), учебные инструкции, (как составить план, подготовиться к написанию изложения и пр.), учебные словари (особенно объемен орфографический словарь).
9. Оригинальные условные обозначения: «Вспоминаем изученное», «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Работаем со словами».  
10. Особенностью учебника является наличие аудиоприложения, включающего материалы к разным типам заданий и демонстрирующего учащимся образцовую речь (особенно полезно для детей мигрантов). 
1. В предложенном к экспертизе учебнике недостаточное внимание уделено формированию практической грамотности обучающихся, мало текстов для работы в разделах «Правописание», упражнения в основном предлагают работу со словом, а не с предложением или текстом.
2. Мало примеров из классической русской литературы. Часто приводится неадаптированный к возрасту материал. 
3. Теоретический материал слабо структурирован, не выделяется главное, нет определений конкретных понятий, что необходимо в 5 классе.
4. В учебнике отсутствуют ссылки, предполагающие работу с электронными образовательными ресурсами, кроме адреса издательства.
Литература
1.       Издательство «Баласс». Линия непрерывного образования «Образовательная система «Школа 2100».

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
1. Современное «монтирование» материала по психолого-педагогическому принципу, что способствует активизации интереса к предмету вообще и к чтению в частности. Данная линия учебников уникальна в том смысле, что авторы исходят из психологии ученика. Они прежде всего хотят, чтобы ученики полюбили читать, получили от книги удовольствие. И, возможно, для обычной средней школы эта задача урока литературы действительно первична.
2. Удачный прием – подчеркивание и комментирование наиболее важных строк.
3. Замечательное название учебника – «Шаг за горизонт».
4. В учебнике содержатся ссылки, например, на материал учебника истории (существуют и обратные ссылки).
1. Мелкий шрифт, черно-белые иллюстрации, перегруженность текста на странице.
2. Содержание текстов не всегда соответствует возрастным особенностям пятиклассников, они  сложны для их восприятия.
Например, Н. Гоголь «Портрет», В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», А. Беляев «Голова профессора Доуэля» и др. В большом объеме дана зарубежная литература.
3.        Общее впечатление от произведений – «Страшилки», которые не каждый ребенок может воспринять. На сегодняшний день агрессии и жестокости предостаточно, а Литература должна преподавать уроки нравственности, учить сопереживанию (например: 2 книга, стр. 73 Э. По «Убийство на улице Морг»,  «На стуле лежала бритва с окровавленным лезвием…».
4. Система вопросов и заданий также не учитывает индивидуальные особенности: вопросы сложны, и не всегда на них можно ответить (например, кн. 2 в. 1, стр. 5, 88 «Как строится рассказ как речевой жанр?»,  «Что такое научная фантастика? и др. – для ребенка 10-11 лет!).       Некоторые вопросы и задания  способствуют не  положительной работе, заставляющей думать о вечных проблемах нравственности, а наталкивают школьников к экстремальным экспериментам использовать примеры из текстов в повседневной жизни.
5. Присутствуют речевые ошибки, например: стр. 51, в. 1. Что ляжет в основу вашего деления…? и т.д.
6. Особенности и традиции народов Российской Федерации  отсутствуют, а это немаловажно для школьников, которые впервые знакомятся с Литературой как искусством слова.
7. Годы жизни писателей, поэтов повторяются, но при этом отсутствует сама биография. Учащимся, которые впервые знакомятся с произведениями писателей и поэтов, необходимо ознакомиться с жизнью и творчеством.
2.       Издательство  «Просвещение». Линия непрерывного образования «Школа России».   
Под ред. В.Я. Коровиной.
1. Классический учебник несколько обновлен, но остался верен прежним традициям.
2. В учебнике реализованы принципы концентризма, историзма. Присутствуют некоторые элементы проблемно-тематического подхода. Авторы склонны рассматривать литературное произведение с точки зрения «художественного исследования», «человековедения», «учебника жизни».
3. В обновленном варианте учебника уделено особое внимание развитию общеучебных умений и навыков (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
4. Для каждой темы предусмотрены освоение  теоретического минимума, а также та или иная форма проектной деятельности: конкурс чтецов, викторина, иллюстрирование, постановка учебного спектакля, инсценирование, проведение диспута, подготовка литературного праздника, литературно-музыкальной композиции, создание коллективного электронного иллюстрированного сборника (избранных произведений (как правило, лирических), рефератов, сочинений, исследовательских работ), создание коллективного электронного альбома по типу  «Герой… в кино» и пр., создание коллективного электронного сборника презентаций, создание коллективного электронного аудиоальбома и т.д. 
5. УМК снабжен аудиохрестоматией.
1. В качестве возможных проектов могли бы быть расписаны по темам экскурсии, создание мультфильмов, постановка кинокадров, создание фотоколлажа и пр.
2. Вопросы и задания не учитывают региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ.
3. Рекомендуется теорию литературы   представить в графическом и табличном виде.
4. Язык вступительных статей сложен для понимания учащихся 5 классов, а содержание не всегда интересно.
5. В разделе «Жизнь и творчество писателей (поэтов)» следует поставить ударения в именах  собственных.

3.       Издательство «Просвещение». Линия непрерывного образования «Перспектива» (= «Академический школьный учебник»). 
Под ред. В.Ф. Чертова.
1. В основе данного учебника лежит деятельностный подход к литературному образованию, предполагающий последовательное овладение навыками филологического анализа художественного произведения (анализ в заданном аспекте и целостный анализ), работы с дополнительной и справочной литературой, создание собственных текстов.
2. ЗНачало формы
Конец формы
адача курса литературы – формирование представлений об образе человека в литературе и о средствах его создания.
3. Отличительной особенностью являются специальные разделы – «Практикумы», посвященные развитию наиболее важных читательских умений, а также рубрика «Мир в слове» и комментарии к литературным произведениям, обращающие внимание учащихся на особую функцию слова в художественном тексте.
4. Предусмотрена постоянная, регулярная словарная работа.
1. Не учтен тот факт, что многие произведения уже прочитаны в начальной школе.
2. В 5 класс введен достаточно большой объем литературоведческих терминов.
4.       Издательство «Просвещение».
Лебедев Ю.В., Романова А.Н.
1. В отборе содержания акцент сделан на произведения, раскрывающие особенности национальной жизни России, ее тысячелетней культуры.
2. Программа нацелена на раскрытие духовных истоков классической русской словесности, изучение ее национальных черт, проявляющихся в проблематике и поэтике литературных произведений.
3. Пристальное внимание уделяется не только обличительному, но и созидательному, нравственному потенциалу нашей классики, вечным проблемам, волнующим человека во все времена. Раскрываются особенности художественного мироощущения русских писателей, сохранивших в своем творчестве триединство добра, истины и красоты.
Есть «перекосы» в выборе произведений, т.к. невозможно избежать произведений зарубежных авторов.
5.       Издательство «Дрофа». Линия «Вертикаль» как продолжение учебной линии «Ритм». 
Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.
1. Данное издание рассчитано на изучение литературы в общеобразовательном классе.
2. Исторический принцип поставлен во главу угла.
3. В начале курса учащимся предлагаются памятки для говорящего, для читателя и пр.
4. Все задания по условным обозначениям разделены на три уровня: по типу «перескажите, опишите, найдите»,  по типу «докажите», по типу «сочините».
5. Много интересных заданий на восстановление пропущенных слов. 
6. Новым является попытка расширить литературу XX века (она занимает всю 2 часть учебника). 
1. Учебник некрасочный.
2. Ссылки на музеи по большей части рассчитаны на московского школьника.
3. Вызывает сомнение дублирование сюжета о Пете Ростове в восприятии Л.Н. Толстого и М.А. Булгакова.  
4. Текст повести   Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота» очень трудный для чтения и восприятия пятиклассниками, так как содержит специфическую лексику и особую форму изложения, что приводит к снижению у детей интереса к чтению. Предлагается осуществить замену.
5. Отбивается интерес к чтению и предмету тем, что теория дается перед изучением материала. Например, тема «Сказка». Логичнее сначала прочитать сказки и на читательском опыте прийти к изучению теории.
6. На основании Санпинов, которые не разрешают в 5 классе по одному предмету домашнее задание выполнять более 20 минут, а задания данного учебника требуют большего количества времени: нужно прочесть текст произведения, а потом еще выполнить задания к нему. Знакомство с литературой сводится к знакомству с авторами и названиями произведений, а не погружению в текст. Нет времени на изучение литературы как искусства слова, на эмоциональное сопереживание. Все эти недостатки обусловлены большим объемом содержания всего учебника и изучаемых произведений  (В.В. Набоков. «Аня в стране чудес», Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно», Д. Дефо «Робинзон Крузо»).
6.       Издательство «Дрофа».

Ладыгин М.Б., Нефедова Н.А, Тренина Т.Г.
1. Данное издание предназначено для углубленного изучения литературы.
2. Активное использование произведений зарубежной литературы».
3. Прекрасный материал для овладения литературоведческой терминологией дает рубрика «Уроки волшебства».
1. Диспропорции в изучении зарубежной и отечественной литературы.
2. Отмечается однообразие вопросов и заданий.
3. Статьи в разделе «Читательская лаборатория» имеют большой объем, они несколько тяжеловесны для восприятия их пятиклассниками. К сожалению, не представлен в должной мере иллюстративный материал.
7.       Издательство «Дрофа».
Под ред. М.В. Черкезовой.
1. Данное издание предназначено для использования в национальных школах.
2. В связи с такой ориентацией учебника над всеми словами проставлено ударение, встречается, естественным выглядит задание «Переведите на родной язык», имеется большое количество сносок-комментариев.
3. Удачной находкой авторов можно считать подбор слов-помощников для построения того или иного высказывания учащимися.
4. Многие задания подаются между главами.
5. Часто встречается оригинальное задание «Прочитайте отрывки А и В», где А – художественный текст, а В – нехудожественный. На основе подобных заданий выводится определенная особенность художественного текста.
1. Постоянная рубрика «Диалог культур» подчас ограничивается заданиями типа «А есть ли в Вашем крае…?».
2. Метапредметные результаты обучения в основном достигаются только за счет рубрики «Чему мы научились».
8.       8-9 классы. Издательство «Дрофа».
Михальская Н.П.
Данное пособие допущено для изучения зарубежной литературы в 8-9 классах. Может быть использовано в рамках элективных курсов в общеобразовательных школах и в рамках уроков литературы в классах углубленного изучения предметов гуманитарного цикла.
Пособие значительно выиграло бы, если бы зарубежная литература изучалась параллельно с отечественной.
9.       Издательство «Вентана-Граф». Линия «Алгоритм успеха». Данная линия учебников продолжает учебники по литературному чтению для начальной школы Ефросининой Л.А., входящие в систему «Начальная школа XXI века»  
Под ред. Б.А. Ланина.
1. Авторы принципиально отказались от внешней занимательности в изложении материала, в изданиях нет готовых словесных интерпретаций изучаемых произведений, биографических текстов, так как пробудить интерес к писателю можно лишь при глубоком осмыслении его произведений.
2. Учебный материал построен по следующей схеме: от повторения пройденного, через изучение нового материала к новым знаниям.
3. УМК по литературе под ред. Ланина Б.А. начинает линию принципиально новых учебников по литературе, дающих возможность школьникам не только научиться выражать свое отношение к прочитанным произведениям, но и, благодаря работе с Интернет-ресурсами, приобрести «культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах. Предлагаемая «Виртуальная кладовочка» – это не только новая рубрика в учебнике-хрестоматии, это выход в совершенно иную плоскость освоения информации.
4. Уникален учебник и с той точки зрения, что он предназначен в том числе для планшетной работы.
1. Перегруженность учебника в следующих позициях:
·  количество вопросов в рубриках «Решаем читательские задачи» и «Выскажите свое отношение к прочитанному»;
·  большое количество заданий репродуктивного характера;
·  вопросы зачастую требуют однозначного ответа, трудно объяснить ребенку, зачем в учебнике даны такие вопросы: «Интересно ли было читать повесть? (ч. 2,с. 176)», ответ предполагается «нет-да»;
·  в вопросах вообще наличествует многословность, в одной позиции задано несколько вопросов, что не допускается в случае, если мы ждем ответа на вопрос;
·  раздел «Давайте поспорим» пытается «подыграть» ребенку, которому объемные произведения читать и трудно, и скучно (несоответствие вопросов и заданий возрастным и психологическим особенностям обучающихся);
·  в заданиях типа «Вспомни эпизод и напиши небольшое сочинение» нет четких требований к тому, что является критерием успешно выполненной работы.
2. Декларируемые изначально «проектные формы» не фиксированы в методической части работы. Нет системы письменных и устных монологических работ.     
3. Возникает вопрос о необходимости ссылок на конкретные Web-адреса, учитывая, что данные сайты не являются собственностью авторского коллектива данных учебников. Более того, ссылка на многие сайты носит искусственный характер.
4.  В учебнике встречаются рубрики, которые не были оговорены в условных обозначениях: «Подумайте», «Проверьте свою сообразительность», «Задания для любознательных», «Советуем прочитать».
5. Прекрасно оформленная рубрика «Возьмите на заметку» часто бывает практически аналогичной рубрикам «ВЛЭ (Ваша литературная энциклопедия)» и «Литературная мастерская». В целом, отсутствует четкое деление материала учебника по рубрикам. Иногда авторы и вовсе забывают обозначить рубрику.
6. Однообразие иллюстративного материала. Функционал вирированных рисунков не явно выражен.
7. В учебнике есть ошибки. Так, в разделе, посвященном Виктору Астафьеву, дан портрет Фазиля Искандера, в задании «Учимся читать выразительно» все логические ударения расставлены неверно, с грубыми нарушениями правил логики русской речи (ч. 2, с.15-16), и к вопросам выразительного чтения больше авторы не возвращаются ни при чтении стихов, ни при чтении прозы.
10.    Издательство «Вентана-Граф». 
Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.
1. В учебнике-хрестоматии авторы привлекают диалогичность в подаче материала, стремление авторов постоянно подводить школьников к сопоставлениям, хорошо сделанная рубрика «Внеклассное чтение», наличие большого количества заданий, посвященных работе со словом.
2. Итоговые задания для повторения материала даны в конце каждой части учебника. В заданиях типа А необходимо выбрать один верный ответ из четырех предложенных. На вопросы типа В следует дать краткий ответ, состоящий из одного слова или словосочетания. Задание типа С – это небольшое сочинение, представляющее развернутый, доказательный ответ на вопрос.
3. В самом конце учебника даны памятки вроде «Как подготовиться к выразительному чтению» и пр.
4. Интригуют условные обозначения: АБВГДЕЖ, где А – задания перед текстом, Б – вопросы на проверку внимательности чтения (часто по ходу текста – основа для пересказа, обращения к художественным деталям), В – рассуждение по прочитанному, Г – речевые задания, Д – работа с иллюстрациями, Е – «Проверь себя» (работа с выделенными словами), Ж – творческие задания-проекты (найдите, разыграйте, расспросите, проведите конкурс, нарисуйте… - например, «Попробуй составить необычный Устав твоей школы на основе пословиц»).  
Тестовые задания в формате ГИА и ЕГЭ можно было бы расширить и помещать как средство текущего контроля.
11.    Издательство «Русское слово». Непрерывная линия «Инновационная школа».
Под ред. Г.С. Меркина.
1. Учебник Г.С. Меркина выгодно отличает глубокое понимание психологии ребенка. Содержит произведения высокой художественной и воспитательной ценности, тем самым закладывается основа духовно-нравственного развития личности, формирования представления о мире, русской истории и культуре, создания представления о литературе как виде искусства.
2. Вопросы выстроены безупречно, всегда направлены на развитие речи учащихся.
3. В учебнике есть разделы, позволяющие ученику осознавать объем необходимого для изучения и выучивания наизусть.
4. Иллюстративный материал (портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии литературных мест, цветные вклейки с репродукциями картин известных художников) отобран с понимаем того, что в учебнике дается необходимое и достаточное. Установлены четкие тесные связи с русским языком, историей, живописью, музыкой и даже естествознанием. 
5. Интересы мальчиков и девочек учтены максимально.
6. В учебнике грамотно формируется первоначальное представление о важнейших литературоведческих понятиях, словарь которых приводится в конце книги.
7. Можно утверждать, что учебник попутно возрождает традиции семейного чтения, создает основу духовно-нравственного общения между родителями и детьми на основе чтения.  
8. Много внимания уделяется навыку работы учащихся с учебным текстом, в учебник периодически включена работа над индивидуальными и коллективными исследовательскими проектами.
9.   Основное внимание именно в 5 классе авторы сосредоточили на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования читательской культуры. Учитывая возрастные особенности, учащимся предлагаются, помимо традиционных, задания, способствующие развитию фантазии, и литературные игры.
10. Очень существенным дополнением к учебнику является рабочая тетрадь с продуманной системой заданий и упражнений для закрепления знаний, отработки читательских умений и навыков.
1. Бесспорные достоинства компенсируют отдельные недостатки.
2. Полагаем, что с материалом Интернет-ресурса, дополняющего учебник, учитель при необходимости справится сам.
3. Работу по выразительному чтению тоже имеет возможность спланировать при анализе и комментированном чтении произведений.
12.    Издательство «Русское слово».
Гулин А.В., Романова А.Н.
1. Историко-литературная преемственность внутри курса основной школы; принцип историзма вне зависимости от принципа концентризма.
2. Акцент на национальном своеобразии отражения мира в слове.
3. Авторский взгляд на литературное произведение как приглашение к совместному размышлению; принцип проблемности.
4. Осмысление литературы как составной части национальной культуры; принцип диалога искусств.
5. Литературоведческие категории как инструмент познания: принципы научности и доступности.
6. Методические возможности для организации обучения на базовом и углубленном уровнях.
7. Мультимедийная поддержка.
Подчас учебник перегружен информацией об ученых, деятелях культуры. В этом случае возможны просто ссылки на Интернет-ресурсы. 
13.    Издательство «Мнемозина». Линия «Открываю мир» (с 5 класса).  
Под ред. Г.И. Беленького.
1. Методический аппарат учебников использует специальную систему заданий, отрабатывающих формирование тех качеств личности, которые соответствуют новым образовательным стандартом по литературе.
2. Литературный материал объединен по жанровому, тематическому и хронологическому принципам.
3. Учебник содержит:
       тщательно отобранные и прокомментированные тексты произведений отечественной и зарубежной литературы;
       вступительные статьи о писателях;
       теоретико-литературные статьи о жанрах, сюжете, средствах изображения героев, языке художественных произведений;
       вопросы и задания преимущественно проблемного и творческого характера;
       рубрики «Приглашаем в библиотеку», «Возвращаясь к прочитанному»,  «Поразмышляй над прочитанным».
4. Имеются ссылки на Интернет-ресурсы, задания проектного типа.
1. Научность доминирует над занимательностью.
2. многие тексты произведений даны в сокращении.


14.    Издательство «Астрель». Продолжение курса литературного чтения для 1-4 классов Кац Э.Э.
Кац Э.Э., Карнаух Н.Л.
1. В книге представлены художественные произведения разных жанров для обязательного изучения и дополнительного чтения («Читальный зал»). 1/3 содержания учебника вариативна.
2. Предлагаются вопросы и задания к урокам внеклассного чтения и произведениям изобразительного искусства («Картинная галерея»). Иллюстратор произведения предстает как тоже читатель книги.
3. Имеется рубрика «Книжная полка» (рекомендации для самостоятельного чтения), постепенно вводится рубрика «Читательский дневник» (читательский дневник рассматривается как друг читателя).
4. Отдельные разделы сопровождаются проектными заданиями, сориентированными на межпредметные связи.
5. Ведение ученика через систему символической навигации. Предусмотрены задания по информационному поиску, по работе в паре, сотрудничеству («Обсуди этот вопрос с одноклассником», «Задай этот вопрос взрослому, учителю»).
6. По замеру это самый легкий учебник.
7. Предлагая творческие задания, авторы включают вопросы, помогающие справиться с ними, обозначают планы, таким образом, эффективно работает система пошагового выполнения.
8. Опора на личный опыт ученика (задания типа «Если тебе приходилось в жизни сталкиваться…»).
9. Красочное оформление, обилие иллюстраций, активно задействованы форзацы.
10. Разработан краткий словарь литературоведческих терминов.
11. Много произведений современных авторов, а также авторов, представляющих народы России.
12. Перед освоением учебного материала школьникам часто предлагается вспомнить изученное.
1. Максимальный результат будет достигнут в том случае, если школа продолжит работать с данной учебной линией.
2. Несколько надуманным кажется переход на «Вы» при обращении к школьнику начиная только с 8 класса.
3. Отдельные задания для мальчиков и девочек представляются оригинальной, но наивной методической идеей.  
15.    Издательство «Ассоциация ХХI век». Продолжение курса литературного чтения для 1-4 классов того же автора (в рамках системы «Гармония»).
Кубасова О.В.
1. Учебник содержит материалы для расширения литературного опыта учащихся и для развития их творческих способностей.
2. Методический аппарат учебника позволит сформировать специальные и общие учебные умения работы с художественными и познавательными текстами, а также научит излагать собственные мысли в устной и письменной форме.
Учебник пересекается со многими учебными линиями в методических подходах и системе структурирования содержания.
16.    Издательство «Академия».
Под ред. Сухих И.Н.
1. Главной и отличительной особенностью учебника является оригинальность изложения материала. Автор обращается к учащимся прежде всего как к своим собеседникам, вовлекая их в занимательный диалог о жизни и творческой судьбе великих русских писателей.
2. Вводные разделы учебника дают яркое и целостное представление об истории и культуре. Монографические главы строятся как драматические очерки и эссе. Разборы конкретных произведений отражают все многообразие их проблематики и поэтики.
3. Тексты дополнены портретами и фотографиями значимых фигур, иллюстрациями к произведениям литературы. 
4. В учебнике много сносок с разъяснениями терминов и реалий. 
5. В конце каждой главы даны вопросы, стимулирующие учащихся к осмыслению и закреплению пройденного материала. Особенно интересны задания, показывающие преемственность в литературе, направленные на развитие творческих способностей школьников.
Учебник пересекается со многими учебными линиями в методических подходах и системе структурирования содержания.

Все полученные результаты экспертизы должны быть доведены до сведения окружных методистов по русскому языку и литературе, Председателей методических объединений учителей русского языка и литературы образовательных учреждений г. Москвы с целью до 5 марта 2012 года провести публичное обсуждение на специальных заседаниях предложенных для выбора учебно-методических комплексов и мотивированного внесения изменений в Образовательные программы образовательных учреждений на основе Протоколов данных заседаний. До 1 апреля необходимо обеспечить получение объективных сведений о намерениях образовательных учреждений г. Москвы использовать в 5 классах на следующий учебный год тех или иных учебно-методических комплексов.     

Приложение.
О Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 уч. г.

Русский язык
1.      Под ред. В.В. Бабайцевой.  Издательство «Дрофа».
2.      Под ред. А.А. Леонтьева (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.). Издательство «Баласс».
3.      Быстрова Е.А. и др. Издательство «Дрофа». Для национальных школ.
4.      Под ред. Е.А. Быстровой. Издательство «Русское слово».
5.      Под ред. Г.Г. Граник. Издательство «Мнемозина».
6.      Под ред. Н.М. Шанского (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.). Издательство «Просвещение».
7.      Львова С.И., Львов В.В. Издательство «Мнемозина».
8.      Под ред. М.В. Панова. Издательство «Русское слово».
9.      Разумовская М.М. и др. Издательство «Дрофа».
10.   Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков АВ. и др. Издательство «Просвещение».
11.   Под ред. М.В. Шмелева. Издательство «Вентана-Граф».

Литература
1.      Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Издательство «Баласс».
2.      Под ред. В.Я. Коровиной. Издательство  «Просвещение».
3.      Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. Издательство «Дрофа». 
4.      Ладыгин М.Б., Нефедова Н.А, Тренина Т.Г. Издательство «Дрофа».
5.      Под ред. Б.А. Ланина. Издательство «Вентана-Граф».  
6.      Под ред. Г.С. Меркина. Издательство «Русское слово».
7.      Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Издательство «Вентана-Граф».
8.      Под ред. Г.И. Беленького. Издательство «Мнемозина».
9.      Под ред. М.В. Черкезовой. Издательство «Дрофа». Для национальных школ.
10.   Под ред. В.Ф. Чертова. Издательство «Просвещение».

О Федеральном перечне учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 уч. г.

Литература
1.      Гулин А.В., Романова А.Н. 5-7 классы. Издательство «Русское слово».
2.      Лебедев Ю.В., Романова А.Н. 5-6 классы. Издательство «Просвещение».
3.      Кац Э.Э., Карнаух Н.Л. 5-7 классы. Издательство «Астрель».
4.      Кубасова О.В. 5-7 классы. Издательство «Ассоциация ХХI век».
5.      Михальская Н.П. 8-9 классы. Издательство «Дрофа».
6.      Под ред. Сухих И.Н. 5-7 классы. Издательство «Академия».
7.      Свиридова В.Ю. 5-6 классы. Издательство «Федоров».

Основные изменения в Федеральном перечне 2012-2013 уч. г.
по сравнению с 2011-2012 уч. г.
1. В новом Перечне для средней школы отсутствуют УМК по литературе под ред. В.Г. Маранцмана и УМК по литературе под ред. А.Г. Кутузова как соответствующие ФГОС второго поколения. 
2. В новом Перечне ряд УМК перешел из категории допущенных в категорию рекомендованных в связи с завершенностью учебной линии: по русскому языку – УМК под ред. Е.А. Быстровой, УМК под ред. Г.Г. Граник, УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Глазкова АВ. и др.; по литературе – УМК под ред. В.Ф. Чертова.
3. Появились и новые УМК: в категории рекомендованных – УМК по русскому языку под ред. М.В. Шмелева; в категории допущенных – незавершенный УМК по литературе Лебедева Ю.В., Романовой А.Н.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий