Через слово - к Человеку!

среда, 15 августа 2012 г.

ПЕРВЫЕ ИТОГИ


Вниманию читателей хотелось бы представить созданную по инициативе учителей русского языка и литературы столицы Московскую региональную общественную организацию «Независимая ассоциация словесников». Все необходимые учредительные мероприятия прошли, вся документальная база по юридическому оформлению организации окончательно сформирована.
Напомним, что образование – явление специфическое, социокультурное, не говоря уже о филологическом образовании, и государственными механизмами здесь не все можно осуществить. Мы бы даже сказали сильнее: государство в лице чиновников на сегодняшний день, как никогда ранее, надеется на помощь общественников, ее уже не избежать. Конечно, нельзя сказать, что чиновникам от образования не хватает управленческого опыта, именно управленческого им и недоставать. Но им по-настоящему не хватает объективного знания ситуации изнутри, знания о том, например, в каких нормативно-методических документах срочно нуждается учитель-словесник. Чиновникам, несмотря на весь их государственный ресурс, не хватает знания о том, каков реальный уровень подготовки по русскому языку и литературе. Например, даже в самом благополучном регионе Российской Федерации – в городе Москве – этот уровень высок, однако какие диспропорции, какое расстояние между самым умным, талантливым и самым некомпетентным учеником. У нас, у филологов, кстати сказать, самая рассредоточенная кривая показателей результативности, у нас нет стабильной, гарантированной середины. Не хватает чиновникам осознания того, что пора бы уже закончить создавать новые учебно-методические комплексы, необходимо объединять всю творческую интеллигенцию, всех авторов под эгидой одного института, если они всерьез озабочены положением дел в предметной области «Филология». 
Наша власть должна научиться прогнозировать, понимать, как слово того или иного принимаемого закона, распоряжения, акта отзовется в деятельности низших субъектов образования. Наша организация сегодня востребована в системе столичного образования, есть определенный запрос на нас, есть серьезные реакции со стороны Департамента образования г. Москвы, нам не отказывают в помощи, к нам прислушиваются (не скажем пока «слушают»), что тоже весьма симптоматично и в целом оптимистично.
Мы не критиканы, это самое деструктивное, что только может быть. Всегда в этом отношении вспоминаются слова И.П. Цыбулько, С.А. Зинина относительно критики ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе. Оба ученых разными, правда, языковыми средствами в общении с учителями-практиками заявляют: критиковать, конечно, никто нам всем не запретит, только помните, что если не будет ЕГЭ и ГИА, то мы, словесники, вообще можем иметь в перспективе 1 час литературы в неделю, да и тот в профильном классе. Нас вполне может ждать судьба предмета «МХК», когда-то, на заре перестройки, предмета, подававшего столько надежд. С русским языком может сложиться подобная же ситуация.  
Надо искать диалог с властью, говорить с властью. Это наше главное убеждение, наша принципиальная общественная позиция.
Что нас волнует прежде всего? Во-первых, мы очень обеспокоены вопросом учета рабочего времени учителя-словесности. Количество многообразных конкурсов, в которых должен участвовать современный учитель, поражает. Забывается, что в сутках все-таки 24 часа. Мы создали Ассоциацию для того, чтобы запускать такие конкурсы, которые не осложняли бы и без того сложную жизнь учителя словесности, а облегчали, вдохновляли. Например, отметим конкурс профессионального мастерства «Лучший сайт учителя словесности». Если сайт у учителя уже есть, то никакой дополнительной бумажной и прочей работы от учителя не требуется, необходимо только подать заявку с указанием электронного адреса сайта. Просто? Считаем, что да. В перспективе, благодаря сотрудничеству с Издательским домом «Первое сентября», задумано красочное издание «Лучшие словесники Москвы». Каждому словеснику, выбранному общественностью, будет посвящена отдельная страница: помещаются портрет учителя, его контактная информацию (школа, округ, телефон, электронная почта), а далее следует самое важное – те методы, приемы, формы, которые не раз помогали учителю в его профессии, которые многократно доказывали свою эффективность. Опыт – локомотив модернизации образования вообще. Причем опыт – это не всегда новое, инновационное. Одно из направлений нашей работы – заново открыть традиционные методики. Но одновременно с поддержкой лучших – помощь тем, кто нуждается в скорой «методической помощи». И здесь поможет обмен достижениями через сайт, через взаимное посещение уроков. Знают ли молодые специалисты Москвы, что живут и работают в Москве известные когда-то на всю страну педагоги? Думаем, что нет. Но будет задуманная книга – как определенный справочник, атлас.    
Во-вторых, мы озабочены условиями прохождения учителями Москвы аттестации на подтверждение своих разрядов и категорий. Сейчас мы пытаемся заключить Договор с Московским центром образовательного права на предмет общественного участия в процедуре аттестации педагогических кадров и, вообще, за счет этого партнерства пытаемся установить многоканальную обратную связь с учительством в правовых вопросах.
В-третьих, при непосредственном участии Ассоциации, с нашей точки зрения, должно проходить присуждение премий, получение грантов, государственных и отраслевых наград. Представители нашей Ассоциации уже являются членами подобных комиссий. Именно с участием Ассоциации в этом году были составлены материалы школьного и окружного этапов Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе.
В-четвертых, благодаря участию наших делегатов в межведомственных переговорах между Департаментом образования г. Москвы и Департаментом культуры г. Москвы во втором полугодии 2012 года в столице будет запущена программа доступности музеев, театров, концертных залов, организаций науки, высокотехнологичных предприятий для детей и учителей.
В-пятых, планируется снова провести для московских школьников тематическую лагерную смену в Санаторно-оздоровительном комплексе «Камчия» в Болгарии. Лагерь принадлежит Правительству Москвы, оснащен по последнему слову техники. Тема смены – «С миром говорим по-русски!».
В-шестых, нас очень волнует проблема детей мигрантов в городе Москве. Ее можно решить, только используя потенциал международного сотрудничества. С этой целью накануне известного референдума относительно статуса русского языка мы посетили Южную Осетию и провели переговоры по подписанию договора сотрудничества между Москвой и Цхинвалом об обмене методическим опытом.
Наконец, Ассоциация в текущем году поддержала обращение в Правительство Московской области относительно сохранения имения Достоевских Дарового.  
На сегодняшний день получены все официальные документы из Министерства юстиции РФ, подтверждающие юридический статус нашей Ассоциации. Мы с нетерпением ждем Всех желающих вступить в члены Ассоциации. Наш юридический адрес: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. Не можем не отметить того факта, что учредителями Ассоциации являются Центр международного образования «Этносфера» и издательство «Русское слово». Неоценимую помощь оказала кафедра филологического образования Московского института открытого образования и все ее сотрудники. Наши контакты: сайт http://aurilm.blogspot.com, почта aurilm@yandex.ru, телефон +7(985) 156-84-82.       

Комментариев нет:

Отправить комментарий