Через слово - к Человеку!

воскресенье, 21 июля 2013 г.

Рецензия на задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2012/2013 учебном году



Пакет олимпиадных заданий для школьников по русскому языку разработан Предметной комиссией регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (председатель – к.п.н., д.ф.н. профессор В.Э.Морозов, среди составителей – д.ф.н., профессор кафедры филологического образования МИОО И.В.Труфанова, к.ф.н., доцент кафедры филологического образования МИОО О.Н. Лёвушкина, к.п.н., заслуженный учитель РФ, учитель ГБОУ СОШ N 1058 О.Н. Зайцева).

Объём рецензируемых материалов составляет 40 страниц (2 п.л.). Представленный пакет содержит задания для 7, 8, 9, 10, 11 классов. Для каждого класса разработаны задания на один тур олимпиады, подготовлены матрицы ответов, критерии оценивания творческого задания. Количество заданий для каждого класса рассчитано для участников 7-9 класса – на 3 академических часа, для участников 10-11 классов – на 4 академических часа работы, что согласуется с Методическими рекомендациями к подготовке и проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2012/2013 учебном году (Председатель центральной предметно-методической комиссии по русскому языку профессор кафедры общего языкознания МПГУ, доктора филологических наук А.В. Григорьев).

Структура олимпиадных заданий для школьников включает в себя 11 заданий, призванных проверить:

1) владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т.д.);

2) знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

3) знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

4) знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

5) знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

6) навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

7) знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

8) знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

9) элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;

10) коммуникативные умения и навыки;

11)творческие способности.

Задания построены по принципу нарастания сложности.

Формулировки заданий четки, ясны. В заданиях указана форма ответа и его объем.

По типу задания можно классифицировать как задания трех типов: тесты, задачи, творческие задания.

По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся и их способность кратко, точно, логично и аргументировано выразить мысль.

Тематические блоки тестов охватывают области знаний в пределах изучаемого по школьной программе материала как текущего учебного года, так и прежних лет.

В каждом комплекте заданий участникам олимпиады даётся чёткий инструктаж о принципе выполнения и количестве баллов, которые можно набрать при правильном выполнении.

Система оценивания заданий достаточно проста. Комплект материалов для жюри включает в себя ключи, критерии оценивания творческого задания.

Комплект материалов для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады подготовлен согласно методическим рекомендациям к подготовке и проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2012/2013 учебном году (Председатель центральной предметно-методической комиссии по русскому языку профессор кафедры общего языкознания МПГУ, доктор филологических наук А.В. Григорьев). Все задания соответствуют уровню сложности и доступности, задания сформулированы корректно, грамотно и адекватно.

Задания могут быть рекомендованы к использованию на предметных олимпиадах.


Рецензент:

Якимова Галина Аркадьевна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 1583

02.12.2012 г.



В качестве комментария к заданиям:

1. Для 7 класса к заданию 5 – суть задания сводится к распознаванию участниками тавтологии, с явлением которой учащиеся должны быть знакомы. Может быть, следовало четче сформулировать задание: «прочитайте текст и найдите речевую ошибку (или найдите ошибочное сочетание слов)».

2. Для 8 класса к заданию 7 – формулировка задания содержит сложные для понимания детьми 13 лет конструкции (контактная препозиция, дистантное расположение компонентов); возможно, правильнее было бы заменить словесное описание схемой (например, прилагательное/местоимение + существительное; существительное + прилагательное; прилагательное + …+ существительное).

3. Для 7 и 8 классов к заданию 10 – часто используются в речевом обиходе округленные значения: пуд как 16 кг, а верста как 1,07 км. Засчитывать экспертам такие объяснения как верные или следует рассматривать как ответ с незначительными ошибками?

4. Для 9 класса задание 3 – кажется неоправданно простым, это материал 5-6 класса.



Комментариев нет:

Отправить комментарий