Через слово - к Человеку!

воскресенье, 21 июля 2013 г.

К ЮБИЛЕЮ МИОО



Так сложилось исторически, что Московский институт открытого образования был и остается в системе столичного образования местом встречи и сплочения учителей русского языка и литературы города Москвы. Еще будучи Московским городским институтом усовершенствования учителей, в первые послевоенные годы данному образовательному учреждению удалось привлечь к преподаванию на курсах повышения квалификации учителей крупнейших лингвистов и литературоведов того времени – академиков АН СССР В.В. Виноградова, С.П. Обнорского, профессора МГУ Н.К. Гудзия. В то время это, безусловно, свидетельствовало о высоком научном потенциале профессорско-преподавательских кадров. Такая «марка качества» закрепилась за институтом на годы вперед.

Но менялись времена – менялись и образовательные запросы московского учительства. Не забываемы для старшего поколения словесников 70-е и 80-е годы, когда на курсах повышения квалификации преподавали Заслуженные учителя: Г.А. Богданова, Л.С. Айзерман, Н.А. Нефедова и др. Они несли педагогам практическую методику, давали полезные советы по организации конкретных уроков, учили создавать собственные методические системы.

90-е… Эпоха демократизации в области образования, максимальной свободы в выборе учебников и педагогических технологий. Изменились сами подходы к системе дополнительного профессионального образования. Многие группы повышения квалификации стали формироваться на базе школ. Это было удобно для самих учителей, но прежде всего это давало возможность привлечь к преподаванию специалистов-практиков, носителей уникальных методик, способствующих достижению желаемых образовательных результатов. Так, на протяжении долгих лет на базе школ Западного административного округа столицы для учителей русского языка и литературы вела постоянно действующие мастер-классы Г.П. Лазаренко. В памяти многих словесников Москвы эти мастер-классы остались как образец творческого, увлеченного отношения учителя к своей профессии.

В 90-е годы филологи Москвы с нетерпением дождались выхода в свет учебно-методических комплексов нового формата, созданных авторскими коллективами нашего родного института. Это и учебники по литературе под редакцией доктора педагогических наук, профессора А.И. Княжицкого с их оригинальной идеей интеграции изучения литературы и других видов искусства; это и учебники по литературе под редакцией кандидата филологических наук, доцента М.Б. Ладыгина, открывшие российскому школьнику доселе неведомый мир зарубежной литературы, поэтапно погружающие юного читателя в тайны литературы как искусства слова. Подчас курсы повышения квалификации строились на основе знакомства учителей с теми или иными методическими подходами в рамках данных линий учебников.

В последнее десятилетие интересным явлением стало то, что многие преподаватели, одновременно являясь обычными школьными учителями, оттачивали свое мастерство на курсах повышения квалификации, а также теоретически осмысляли свои методические находки. Так, в недрах института рождались Заслуженные учителя. К их числу можно отнести О.Н. Зайцеву, О.С. Мончаковскую. Институт сформировал и целую плеяду научных кадров. Работая на курсах повышения квалификации, успешно защитили диссертации Е.Н. Суханкина, С.Н. Колосова. Кадровое пополнение происходило и за счет привлечения специалистов окружных методических служб: Н.Б. Тралковой, С.В. Драбкиной, В.В. Сперантова. Очень ценными работниками явились победители профессиональных конкурсов и грантов: Н.Г. Акопова, Г.Н. Гордиенко, О.В. Брюханова, Н.С. Генералова.

Важным событием институтской жизни стало открытие кафедры филологического образования, объединившей всю методическую работу с учителями русского языка и литературы города Москвы. Период расцвета кафедры связан с назначением на должность заведующей кандидата филологических наук, профессора Л.В. Дудовой. Сотрудниками кафедры на разных этапах ее развития были кандидат педагогических наук, доцент, организатор конференции «Языкознание для всех» О.Е. Дроздова; доктор педагогических наук, профессор, разработчик культуроведческого направления в лингводидактике Л.И. Новикова. Каждый вносил свой вклад в объединение педагогов-словесников под эгидой Московского института открытого образования.

На сегодняшний день кафедра филологического образования МИОО – это коллектив единомышленников, способных профессионально развиваться, а значит, целенаправленно и ответственно готовить квалифицированных специалистов в сфере преподавания предметов гуманитарного цикла. На кафедре работают крупные ученые-методисты, занимающиеся вопросами риторизации школьного образования: З.И. Курцева, Н.И. Махновская, О.А. Сальникова, Ю.В. Щербинина. В этом смысле кто-то не в шутку, а всерьез назвал кафедру «вторым домом Т.А. Ладыженской». Кафедра тесно сотрудничает с Российской государственной библиотекой и Российской государственной детской библиотекой, при этом совместно участвуя в реализации региональных проектов, касающихся проблем детского чтения (Т.А. Исаченко, В.П. Чудинова, Н.Н. Сметанникова). Не случайно несколько лет назад были впервые открыты группы переподготовки педагогических кадров по программам «Тьютор по речевой коммуникации» и «Тьютор по чтению».

Кафедра активно привлекает к работе на курсах повышения квалификации ведущих авторов федеральных учебников по русскому языку и литературе: В.П. Журавлева, В.Ф. Чертова, Л.Ю. Комиссарову, Б.А. Ланина. Такие курсы всегда пользуются особым спросом среди учителей. Издательства также заинтересованы в подобном сотрудничестве. Не менее важен и тот факт, что кафедра стала базой для повышения квалификации учителей русского языка и литературы при подготовке школьников к государственной итоговой аттестации. Частыми гостями проводимых кафедрой конференций, семинаров и круглых столов являются Председатели Федеральных предметных комиссий по русскому языку и литературе: И.П. Цыбулько и С.А. Зинин. Подготовка команды города Москвы для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе (в рамках деятельности «Школы юного филолога») – еще одно из приоритетных направлений работы кафедры на современном этапе.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования поставило перед учителями задачу достижения новых учебных результатов. Кафедра не могла не откликнуться на этот процесс. В кратчайшие сроки сотрудниками кафедры были созданы программы повышения квалификации нового типа. Речь фактически идет о постепенном переходе курсов повышения квалификации на уровень стажировки учителей в «пилотных» школах города – обладателях лучшего педагогического опыта. Работа по принципу «знаешь как – поделись с коллегами» представляется основополагающей при постепенном переходе на реализацию тех положений и требований, которые заложены в государственном документе – ФГОС ООО.

Поворотным этапом деятельности МИОО стало объединение профессиональной общественности столицы под эгидой предметных педагогических ассоциаций. Сентябрь 2011 года – это время рождения двух Региональных общественных организаций: «Независимой ассоциации словесников» и «Ассоциации библиотекарей образовательных учреждений города Москвы». На сегодняшний день эти организации являются независимым юридическим лицом и успешно реализуют уставные цели и задачи, среди которых одной из важнейших можно считать содействие всем тем субъектам образовательного процесса, которые так или иначе связаны с филологическим образованием современных школьников.

На протяжении более чем двух лет кафедра филологического образования МИОО совместно с членами Ассоциаций проводит цикл общегородских мероприятий, посвященных пропаганде русского языка, русской культуры, русской книжности. Обозначим лишь некоторые из них: ежегодная читательская конференция «Современная литература и Я-читатель», ежегодная научно-практическая конференция «Филологическая науки и школа: диалог и сотрудничество», ежегодный Турнир «Знатоки русского языка» среди учителей-предметников (нефилологов) и библиотекарей образовательных учреждений, Московские методические чтения «Фестиваль методических идей», Круглый стол с авторами современной учебно-методической литературы для педагогов и школьников.

К важнейшим направлениям взаимодействия кафедры и Ассоциаций также относятся: по предложению Московского центра качества образования совместная разработка пакета контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации московских школьников по русскому языку и литературе; совместная разработка профессионального Стандарта качества для процедуры аттестации педагогических кадров; участие в профессионально-общественном обсуждении Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»; по инициативе Московского центра педагогического мастерства участие в качестве экспертов в конкурсе «Учитель года», а также участие в том или ином статусе (эксперт, наблюдатель, Оргкомитет, Жюри) в олимпиадном движении столицы; по предложению Всероссийского педагогического собрания участие в разработке проекта «100 книг»; при поддержке ведущих издательств участие в профессионально-общественной экспертизе учебников Федерального перечня на их соответствие ФГОС ООО; осуществление профессионально-общественной экспертизы программ повышения квалификации при переходе на ФГОС ООО.

Комментариев нет:

Отправить комментарий