Через слово - к Человеку!

воскресенье, 21 июля 2013 г.

УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С МЦКО

Создание Московской региональной общественной организации учителей русского языка и литературы г. Москвы преследовало цель повышения качества обучения русскому языку, литературе и риторике и  уровня филологической культуры всех субъектов образовательного процесса, в том числе учителей, преподавателей ссузов и вузов, руководителей образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования г. Москвы. Эта цель зафиксирована в Уставе нашей организации, утвержденном Минюстом, на достижение ее направлена вся деятельность нашей пока еще очень молодой, но уже активно работающей Ассоциации. Мы отдаем себе отчет, что решение задач, которые обеспечивают приближение к этой цели, невозможно без теснейшего сотрудничества с Департаментом образования г. Москвы, Московским центром качества образования (МЦКО). И опыт такого сотрудничества у нас уже имеется.
По предложению руководителя МЦКО Алексея Ивановича Рытова, поступившему в марте 2012 года, для создания КИМов к проведению мониторинга качества знаний учащихся по русскому языку и литературе Ассоциацией сформирована рабочая группа педагогов-словесников, которую возглавили Лаврищева Светлана Васильевна (Заслуженный учитель РФ, зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 237) и Преина Екатерина Яковлевна (заведующая кафедрой предметов гуманитарного цикла, учитель русского языка и литература ГБОУ гимназии № 1508). Рабочей группой в указанные весьма короткие сроки были проанализированы подготовленные МЦКО КИМы.
Откликалась Ассоциация и на другие просьбы МЦКО, в частности, общественными экспертами от Ассоциации были подготовлены ответы на обращения учителей и родителей по результатам проведения массовых мониторинговых срезов знаний по русскому языку, которые осуществлялись с использованием материалов МЦКО. Экспертиза показала, что обвинения в некорректности заданий были лишены оснований.
То есть опыт совместной деятельности имеется, но требуется и серьезное обсуждение вопросов дальнейшего взаимодействия нашей общественной организации, имеющей сегодня и юридический статус, и единомышленников в лице Департамента и подведомственных ему организаций.
Каковы наши предложения?
1. Все работы, связанные с созданием, апробацией, корректировкой и формированием базы КИМов разного адресного назначения (учащиеся, педагоги, руководители ОУ) по русскому языку и литературе, должны выполняться на условиях Трудового договора, предусматривающего вполне реальное техническое задание, реальные сроки его выполнения и уровень ответственности всех сторон. Подобный договор может заключаться как с Ассоциацией, являющейся самостоятельным юридическим лицом, так и с отдельными исполнителями. Устав нашей организации не запрещает выполнение таких работ. Мы отдаем себе отчет в том, насколько ответственен данный вид деятельности и какого уровня специалисты должны быть привлечены к ее выполнению, а потому считаем формулировку такого условия вполне обоснованным.
2. Мы с удовольствием отмечаем, что движение Департамента образования г. Москвы и МЦКО в области профессиональной аттестации педагогов идет в русле международной практики. Общественная профессиональная аттестация кадров действует уже давно в целом ряде европейских стран. Нам известен опыт Скандинавии, наши коллеги говорили о подобном опыте в Великобритании, Германии, Венгрии и др. странах. Но внедрение этого опыта тоже требует серьезного осмысления. Ассоциация готова обсуждать как регламент такой аттестации, так и ее формы, условия своего участия. Сегодня мы плохо осведомлены о состоянии дел по данному вопросу, но готовы восполнить этот пробел и участвовать в общественных слушаниях по формированию системы общественной профессиональной аттестации учителей.
На этом пути мы видим и определенные сложности, поскольку с ними нам пришлось столкнуться уже в этом году. Сегодня любое отвлечение учителя от основной деятельности для участия в мероприятиях вне образовательного учреждения требует документального обоснования (приказ, распоряжение и др. документы, дающие право руководителю ОУ отпустить учителя с основного места работы). Представить, что участие членов Ассоциации в процедуре аттестации не предусматривает необходимости такого присутствия, сложно.
Приведем  конкретный пример не очень взвешенного решения этого вопроса. По просьбе МЦКО Ассоциацией была проделана титаническая работа по подбору и созданию заданий в тестовой форме для аттестации учителей, но далее перед нами ставят следующую задачу: ввести  все это в строгую форму, указать источники и пр. Это уже совсем другая работа. А ведь это, очевидно, лишь часть работы по аттестации педагогических кадров. Может быть, следует подумать и рассмотреть возможность включения работ, связанных с участием педагогов в общественной профессиональной аттестации учителей, в нагрузку учителю или отнести эти виды работ к разряду бонусных при формировании системы оплаты труда педагога в школе, подготовить для этого реальные распорядительные документы на уровне Департамента образования г. Москвы.
3. Ассоциация полагает, что системе столичного образования достаточно официальных финансируемых структур для того, чтобы справиться с разработкой любого уровня методических рекомендаций, и не считает целесообразным дублировать эти виды деятельности. Мы готовы участвовать в общественной экспертизе подобного рода документов, если в этом будет необходимость, и информационном продвижении их через сайт нашей организации.
4. К вопросу о реализации обучающих программ. Ассоциация не располагает лицензией на ведение образовательной деятельности, а потому любая самостоятельная образовательная деятельность нашей организации будет считаться противозаконной. Но хотим обратить внимание, что при формировании предметных комиссий по проверке работ учащихся  ЕГЭ и ГИА все предложения Ассоциации учитываются, и члены нашей организации активно участвуют в этой работе. Кроме того, члены Ассоциации принимают участие в подготовке экспертов по ЕГЭ и ГИА. Назовем только некоторых из членов Ассоциации, которые успешно справляются с этой работой и имеют высокий рейтинг у слушателей, это учителя Акопова Н.Г. (СВАО), Гордиенко Г.Н. (ЮЗАО), Генералова Н.С. (ЮЗАО), Брюханова О.В. (ЮАО) и др.
Считаем, что такой опыт необходимо поддержать и расширить его в области привлечения членов Ассоциации по подготовке экспертов различного профиля и присвоения статуса стажировочных площадок образовательным учреждениям, на базе которых уже не один год проводится такая работа. У нас вообще непростительно мало образовательных учреждений, связанных с поддержкой и продвижением русского языка как государственного, чтения как универсального учебного навыка и имеющих статус стажировочных площадок. Нам кажется, что это расходится с линией, высказанной по данному поводу в ряде предвыборных статей нашим Президентом В.В. Путиным, подходами, зафиксированными в ряде городских программ, в том числе и программе, направленной на предупреждение ксенофобии и межнациональной розни.
Необходимо поддержать сложившуюся практику сотрудничества в области образовательной деятельности членов Ассоциации с образовательными учреждениями города Москвы по проведению семинаров, мастер-классов, Круглых столов и ходатайствовать о предоставлении образовательным учреждениям, на базе которых проводится несколько лет эта работа, статуса городских инновационных площадок (в том числе школы №№ САО 739, 251, 1592, 1631, 225; СВАО 1380, 1573, 1370; ЮВАО 1989, 499, 430; ЮЗАО 1101; СЗАО 1058).

ИТОГИ:
1. Ассоциация берет на себя функцию общественного эксперта банка измерительных материалов по аттестации педагогов и измерению качества обучения школьников по русскому языку и литературе. Мы выработали свою критериальную систему, учитывающую принципы достаточности КИМов, их релевантности (значимости для проверки основных, фундаментальных тем), валидности (надежности показателей), соответствия уровню среднестатистического ученика.
2. Мы подтверждаем готовность вести работу по обращениям учителей и родителей, связанным с проведением  срезовых работ по русскому языку и литературе, но хотелось бы все-таки, чтобы педагоги, занятые в этой работе, имели формы морального и иного поощрения не только на уровне общественной организации, но и официальных структур.
3. Задача нашей Ассоциации в сложившихся условиях – не отяготить и без того тяжелую жизнь современного учителя, а облегчить, тем самым сохранить контингент для будущего. Может быть, МЦКО следует подумать, как облегчить прохождение профессиональной аттестации учителя, включив в эту процедуру учет итогов конкурсов сайтов, смотров уроков – этих реальных методических наработок учителя-словесника, уже сегодня имеющих спрос у педагогов Москвы, и тем самым учесть проводимую Ассоциацией реальную работу в число видов деятельности учителя, влияющих на результат его аттестации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий