Через слово - к Человеку!

четверг, 30 января 2014 г.

Учителя-предметники города Москвы стали знатоками русского языка, культуры и истории


Образование в России сегодня направлено на сохранение, распространение и развитие русской национальной культуры, воспитание у учащихся ценностного и уважительного отношения к культурному наследию русского и других народов России, нашедшему отражение в русском языке – государственном языке Российской Федерации.

Особые требования в выполнении этой высокой миссии государство предъявляет к учителю: «совершенствование учительского потенциала» – одно из важнейших направлений образовательной инициативы «Наша новая школа». Современный учитель российской школы, какой бы предмет он ни преподавал, должен быть высокообразованным, культурным человеком – и высокий уровень владения русским языком выступает одним из индикаторов профессиональных и личностных достижений «нового учителя».

Социокультурная и языковая ситуация в таком мегаполисе, как Москва, ставит перед учителем, обучающим детей с разным уровнем владения русским языком и разным опытом межкультурной коммуникации, новые задачи. Владение русским языком как инструментом успешной межкультурной коммуникации и обучения требуется сегодня уже не только от словесников, но и от учителей других предметов, работников школьных библиотек и руководителей образовательных организаций.

Ассоциация учителей русского языка и литературы города Москвы в сотрудничестве с Московским центром качества образования и кафедрой филологического образования Московского института открытого образования 28 января 2014 года провела творческую встречу педагогов столицы в форме профессионального конкурса – IV городского Турнира знатоков русского языка, культуры и истории. Цель мероприятия благородна и значима – повышение уровня владения русским языком участников образовательного процесса; содействие воспитанию интереса к русскому языку и русской речевой культуре; развитие языковой, информационно-коммуникативной, социокультурной компетенций работников образовательных организаций города. Не случайно девизом мероприятия стали слова поэта Семена Данилова, когда-то сказавшего:
Я ко всем наукам ключ имею, 
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею 
Русским всеохватным языком.

Это не просто Турнир, это настоящий праздник встречи единомышленников – людей, любящих и знающих свой родной русский язык прежде всего по роду своей профессиональной деятельности, праздник разума и общения, чувства и мысли.

В состав Жюри конкурса вошли Дудова Людмила Васильевна (к.ф.н., профессор, зав. кафедрой филологического образования Московского института открытого образования), Семыкин Иван Петрович (к.п.н., зав. лабораторией по взаимодействию с общественными организациями Московского центра качества образования), Чичкина Кристина Игоревна (член Совета молодых специалистов Западного округа г. Москвы, победитель конкурса профессионального мастерства «Молодые-Молодым-12», лауреат конкурса «Учитель года-13»), Меренкова Оксана Юрьевна (руководитель лаборатории гуманитарных наук Методического центра Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы).

Всего для участия в Турнире оргкомитет принял 12 заявок. Заочный этап конкурса включал подготовку каждой школьной командой видеоэкскурсии по образовательной организации на тему «Говорим по-русски: всегда, везде и с каждым». Жюри работало согласно заранее определенным критериям:
раскрытие заданной темы
экспрессивно выраженная авторская позиция
выдержанность содержания, единство всех компонентов
новизна в подходе к материалу
соответствие обозначенному жанру
своеобразие композиции
художественное оформление
качество речевого оформления
использование языковых символов
демонстрация возможностей ИКТ

С данным заданием справились 9 команд. Лучшими видеоэкскурсиями Жюри признало работы школ №№ 739, 1631, 1989, 1273, 1370. Команды этих школ и стали участниками состязания, состоявшегося 28 января 2014 года.

Очный этап Турнира знатоков русского языка, культуры и истории прошел в школе № 739 – победительнице прошлого года. Каждая команда состояла из 7 человек (3 словесников и 4 несловесников). Поддержать своих коллег приехали и болельщики.

У Турнира на четвертый год его существования появился достойный, а главное оригинальный, авторский гимн. Им стали слова и музыка, присланные в оргкомитет из чешского города Градец-Кралове нашей соотечественницей, а сегодня местным учителем русского языка и литературы Анной Евсиной. Начало Турнира ознаменовалось презентацией гимна.

После проведения жеребьевки, которая определила очередность выступлений, последовал первый тур игры – «Визитная карточка». Это тур представления команд. Критериями его оценки стали следующие:
девиз и/или речевка
костюмы
плакаты болельщиков
эмблема
использование ИКТ
Штрафные баллы: за превышение лимита в 5 мин. снимается по 1 баллу за каждую минуту

Первый конкурс Турнира был посвящен разделу языкознания, изучающему звуки, – фонетике. Организаторы долго думали, каким должно быть задание по фонетике для педагогов, особенно неспециалистов. В предыдущих Турнирах в основном обращались к правильному ударению как самому уязвимому и тонкому моменту русского произношения. Но на сей раз все посчитали интересным коснуться такого аспекта фонетики, как интонация, причем учительская интонация. Игрокам необходимо было продемонстрировать свои знания в области негативных и эффективных моделей речевого поведения педагогов.

Следующее состязание, связанное с таким разделом лингвистики, как морфемика, было особенно полезным для учителей географии, истории. Участникам Турнира предлагалось от названий городов правильно образовать названия жителей этих городов.

Морфология, как известно, раздел, изучающий части речи. Самая многочисленная часть речи – имя существительное. Но в ней-то наши учителя чаще всего и допускают ошибки в образовании форм слов. Естественна и цепная реакция: ошибки в речи учителя порождают ошибки в речи учащихся. На данном этапе Турнира команды решали тесты, выявляющие уровень владения педагогами формами именительного и родительного падежей множественного числа существительных.

На помощь командам пришли болельщики, для которых была подготовлена популярная игра «Четвертое лишнее». Болельщики принесли своим командам достойные баллы.

В русском языке огромное количество сравнительных оборотов, в которых какой-либо признак или какое-либо действие сравнивается с тем или иным представителем животного мира. Задание, которое было предложено командам, более всего подходило для учителей биологии. Необходимо было закончить фразеологизмы названиями зверей, птиц и т.д.

Сегодня большое внимание при создании образовательной среды школьника уделяется вопросам языковой культуры. Слово, которым пронизано оформление школьного здания; слово, звучащее в урочной, проектной и внеурочной деятельности наших учащихся; наконец, слово учителя… Не правда ли, оно дорогого стоит! Домашнее задание команд действительно было непростым – подготовить инсценировку на тему русского языка в жанре басни (или притчи).

Наступил самый ответственный момент. Жюри предстояло выбрать лучших из лучших. Команда школы № 1273 заняла почетное 1 место. 2 место заняла школа № 1631. На 3 месте оказалась школа № 1370. Все победители и призеры были награждены почетными грамотами и подарками в виде ценных книг. Команде, занявшей 1 место, торжественно вручили переходящий кубок (по доброй традиции, школы-победительницы принимают в своих стенах участников Турнира следующего учебного года). Все остальные участники Турнира получили Сертификаты, а также символические призы.

В заключение игры прозвучали слова ведущего:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!




Комментариев нет:

Отправить комментарий