Через слово - к Человеку!

воскресенье, 28 декабря 2014 г.

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ В 2014 ГОДУ

Три года Московской ассоциации учителей русского языка и литературы – это много или мало для того, чтобы понять важность и необходимость профессионального объединения учителей-словесников столицы? С одной стороны, это совсем небольшой временной отрезок. Если, например, сравнить с деятельность профсоюзной организации работников образования, с деятельностью таких авторитетных организаций филологов, как Международная ассоциация преподавателей русского языка (МАПРЯЛ) и Российская ассоциация преподавателей русского языка (РАПРЯЛ). С другой стороны, за три года Московская ассоциация смело заявила о себе в средствах массовой информации, достойно выполнила многие возложенные на нее функции.

Итак, напомним предысторию. Весной 2011 года тогдашний заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Н.С. Шерри обратилась на кафедру филологического образования Московского института открытого образования (МИОО) с просьбой начать подготовку мероприятий, связанных с объединением предметного сообщества учителей русского языка и литературы города Москвы и дальнейшим созданием региональной Ассоциации.

Процесс был запущен незамедлительно. Тем более что кафедра филологического образования МИОО имела на тот момент широкий выход к учительству города Москвы. К слову сказать, государство сегодня не до конца оценивает централизацию системы дополнительного профессионального образования как мощный инструмент кадровой работы в образовательной сфере (сохранения и закрепления педагогов на своих рабочих местах, воспитания любви к своей профессии, долга перед Родиной при выполнении тех или иных служебных обязанностей, формирования миссионерского сознания учительства). Собственно говоря, объединение словесников и произошло в кратчайшие сроки именно потому, что кафедра филологического образования МИОО вокруг себя действительно создала некий костяк учителей-профессионалов. Прежде всего за счет того, что кафедра плотно занималась формированием базы экспертов для проверки работ Государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе; курировала целый ряд крупных проектов в системе столичного образования (организация и проведение городского конкурса «Лучшая библиотека образовательной организации», функционирование на базе кафедры Школы юного филолога, успешная реализация культурно-образовательного проекта «Литературный венок России», деятельность городской экспериментальной площадки «Теория и методика формирования филологической культуры субъектов учебно-воспитательного процесса на основе сочетания традиционного и инновационного изучения русского языка и литературы» др.); проводила курсы повышения квалификации, на которых обучалось более 70% московских учителей русского языка и литературы.

В сентябре 2011 года в стенах Московского Дома учителя состоялось учредительное собрание, на котором были приняты следующие судьбоносные решения:

1. Создать Региональную общественную организация и дать ей довольно символичное название «Независимая ассоциация словесников» (РОО НАС).

2. Зарегистрировать Ассоциацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

3. Выбрать Совет организации (в него вошли известные столичные педагоги: Абелюк Евгения Семеновна, Брюханова Ольга Венедиктовна, Генералова Наталья Сергеевна, Лаврищева Светлана Васильевна, Мончаковская Ольга Станиславовна и др.) и его Председателя – учителя русского языка и литературы на тот момент ГБОУ СОШ № 1400, кандидата педагогических наук, обладателя Гранта Мэра города Москвы, Лауреата Премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды Дощинского Романа Анатольевича.

РОО НАС стала первой организацией учителей-предметников столицы, которая приобрела юридическую оформленность, банковский счет и т.д. Было очевидно, что подобная организация должна бать поддержана и в самом профессиональном сообществе, и Департаментом образования города Москвы, и ведущими организациями, подведомственными Департаменту (на тот момент – Московским институтом открытого образования, Московским центром качества образования, ГОМЦ «Школьная книга», редакцией «Учительская газета – Москва»; сегодня – Центром педагогического мастерства, Московским городским педагогическим институтом, Московским институтом развития образования, Городским методическим центром), и директорским корпусом столицы (членами Ассоциации являются и директора успешных образовательных комплексов города – по образованию учителя русского языка и литературы: Цимбалюк Стелла Николаевна, Артемьев Александр Николаевич), и крупными издательствами (друзьями и партнерами Ассоциации с самого момента ее рождения стали издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф», «Экзамен», «Интеллект-центр» и др.).

И вот началась непростая кропотливая работа по созданию статуса, имиджа и веса Ассоциации. Главным лозунгом руководства Ассоциации стали слова: «Мы сотрудничаем со всеми! У нас нет врагов!» И если всерьез говорить о том, когда на самом деле был запущен процесс демонополизации в системе столичного образования, полагаем, что есть смысл утверждать: в том числе вместе с появлением Ассоциаций учителей-предметников.

Надо отметить, что по аналогии с Ассоциацией, объединившей учителей русского языка и литературы, стали появляться Ассоциации и других учителей-предметников. Во всяком случае, к началу 2012 года в Москве было зафиксировано 18 предметных Ассоциаций. Некоторые из них тут же зарегистрировались в качестве юридических лиц (например, РОО «Ассоциация библиотекарей образовательных учреждений города Москвы»), другие – создавались в форме региональных отделений Всероссийских ассоциаций (так произошло с историками и географами).

На определенном этапе возникла необходимость объединения всех предметных Ассоциации города Москвы. Так, была создана Единая независимая ассоциация педагогов (РОО ЕНАП), которую возглавила учитель французского языка ГБОУ СОШ № 19 им. В.Г. Белинского, Председатель Ассоциации учителей иностранных языков Морозова Екатерина Павловна.

Таким образом, на сегодняшний день РОО НАС юридически является структурным подразделением РОО ЕНАП, что немаловажно в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов, ключевым требованием которых можно считать межпредметность и метапредметность школьного образования. А для того чтобы по-настоящему реализовать идеи межпредметности и метапредметности, должен быть отлажен механизм общения учителей-предметников друг с другом. РОО ЕНАП и явился в свое время удобной площадкой для организации профессионального диалога.

Каждый год в деятельности Московской ассоциации учителей русского языка и литературы добавлял работы и создавал поводы для проявления общественно-профессиональной активности. В 2013 году прежде всего усилиями московских коллег была учреждена Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка», в состав которой вошли региональные отделения из более 50 субъектов Российской Федерации. Помнится, лично Президент страны, наш национальный лидер Владимир Владимирович Путин обратился к участникам учредительного съезда: «Считаю создание Ассоциации учителей русского языка и литературы – востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным шагом в консолидации учителей-словесников вокруг единых целей и задач. Искренне рассчитываю на вас, вашу активную жизненную позицию, истинный профессионализм и подвижничество».

На тот момент никто не предполагал, что деятельность созданной организации окажется в центре решения особо значимых государственных вопросов. Ведь не секрет, что у истоков изменений в преподавании русского языка и литературы (введение выпускного сочинения, изменение формата ЕГЭ по русскому языку, старт обсуждения Концепции школьного филологического образования в России и пр.) стояли инициативы, впервые обозначенные и четко сформулированные общественными деятелями именно нашей Ассоциации.

Каковы же конкретные результаты трехлетней деятельности Московской ассоциации учителей русского языка и литературы?

Во-первых, Ассоциация ежегодно старалась проводить мероприятия, которые были ориентированы именно на категорию учителей русского языка и литературы и повышение их профессионального уровня. Причем эти мероприятия не менялись из года в год. Перед нами, по сути дела, выстроилась целостная и стабильная картина профессионально ориентированных мероприятий, проводимых под эгидой Ассоциации:

· Январь – Ежегодный Турнир знатоков русского языка, истории и культуры (среди педагогов и библиотекарей);

· Февраль – Ежегодный научно-практический семинар «Встреча с издателями: вопросы и ответы»;

· Март – Ежегодные Московские методические чтения «Фестиваль методических идей» с последующими публикациями материалов в «Вестнике московского образования»;

· Август – Ежегодный Форум педагогического актива города Москвы;

· Октябрь – Ежегодный Межведомственный круглый стол «Итоги ОГЭ и ЕГЭ в текущем году и обсуждение демоверсий следующего года»;

· Декабрь – Ежегодная Международная конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество».

Во-вторых, в ряде мероприятий отмечено внимание Ассоциации к работе со школьниками. Стоит подчеркнуть, что речь идет не только о талантливых, одаренных, высокомотивированных учащихся, а в целом о школьниках, учащейся молодежи. Именно на них рассчитаны таким массовые мероприятия Ассоциации, как:

· Апрель – Ежегодный городской конкурс «Читаем вместе в классе и семье» (проводится каждый год в разных форматах, но особенно полюбилась ребятам форма Литературного квеста; при этом большинство заданий разрабатывается самими учителями в рамках Конкурса метапредметных контрольно-измерительных материалов, проводимого под научным руководством Московского центра качества образования);

· Июнь и ноябрь – Ежегодный Всероссийский словарный диктант (проводится в два этапа: 6 июня приурочен ко Дню русского языка, 22 ноября – ко Дню словаря);

· Декабрь – Ежегодная городская детско-взрослая метапредметная читательская конференция «Современная литература и Я-читатель» (данную конференция мы рассматриваем как средство приобщения юных читателей к современной литературе, а также как источник информации о современных авторах для учителей-словесников; в 2011 году в школе № 1227 стартовала I читательская конференция по книге Рубена Гонсалеса Гальего «Белое на черном»; в 2012 году эстафету принял Московский институт открытого образования – конференция по книге Дмитрия Балашова «Великий стол» – и школа № 739 – конференция по книгам известных белорусских авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза» и «Гимназия № 13»; в 2013 году IV читательскую конференцию по книгам современной писательницы Дины Сабитовой «Сказки про Марту», «Где нет зимы», «Три твоих имени» принимала школа № 1231; в 2014 году конференция проходит в школе № 1251 и посвящена обсуждению повестей Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и «Гвардия тревоги»).

В-третьих, деятельность Ассоциации с самого начала была направлена на продвижение передовых педагогических практик московского образования в регионы Российской Федерации и за рубеж. Очень тесные контакты Московской ассоциации сложились с такими регионами, как Ярославская область, Вологодская область, Ульяновская область, Республика Татарстан. Общими усилиями был проведен целый ряд мероприятий, реализованы совместные проекты, которые широко освещались в средствах массовой информации.

Особую значимость в нынешних социально-политических условиях приобретают установленные контакты: Москва – Грозный, Москва – Махачкала, Москва – Сухум, Москва – Цхинвал. Указанные в перечне регионы очень нуждаются в реальной методической помощи со стороны московских коллег. При поддержке Рособрнадзора, Федерального института педагогических измерений мы запустили программу проведения специальных вебинаров, выездных семинаров учителей русского языка и литературы города Москвы на базе образовательных организаций Северного Кавказа.

6 декабря 2014 года Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов в Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня» встретился с дагестанской молодежью, обучающейся в образовательных организациях города Москвы. На встречу были приглашены и председатели нашей Ассоциации. Программу встречи составили выступление Главы Республики, целью которого была поддержка (в том числе гарантия определенного социального пакета) тех выпускников, которые желали бы выехать для дальнейшей трудовой деятельности в родной регион, презентация Постоянного представительства Республики Дагестан при Президенте РФ, а также показ художественно-документального фильма «Расул Гамзатов. Мой Дагестан. Исповедь».

Не менее интересными оказались наши международные проекты, осуществляемые вместе с Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы, издательством «Златоуст», Московским государственным лингвистическим университетом, Центром международного образования МГУ и др.:

· в 2012 году и 2013 году дважды члены Ассоциации направлялись в Камчию (Болгария) для организации и проведения тематической смены для детей и подростков в санаторно-оздоровительном комплексе Правительства Москвы;

· неоднократно Московская ассоциация в рамках международных программ по проведению мастер-классов и общественных акций, направленный на продвижение русского языка, взаимодействовала с коллегами из Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Чехии, Франции, Испании и т.д.

Нельзя не упомянуть об особой роли Ассоциации, которую она сыграла в процессе присоединения Крыма к России. Никто из членов Ассоциации не сомневался в важности поддержки учителей русского языка и литературы молодой Республики. При тесном контакте с Федеральным институтом развития образования была создана мобильная система повышения квалификации работников образования Республики Крым. В летний период, накануне нового учебного года, задуманная система была воплощена в жизнь, что очень помогло учительству региона без стрессов и с наименьшими потерями адаптироваться к работе в новых образовательных условиях. А итоги курсов повышения квалификации были подведены на специальном мероприятии 28 августа 2014 года в городе Симферополе – Августовском педагогическом конференции учителей истории, русского языка и литературы и руководителей методических служб Республики Крым и города Севастополя, посвященном возвращению Крыма в Россию, 100-летию начала Первой мировой войны, 100-летию журналов «Русский язык в школе» и «Литература в школе».

В-четвертых, Ассоциация с самого первого дня своего существования оказалась в центре экспертно-аналитической деятельности, организованной в системе столичного образования. Ассоциация так выстроила взаимоотношения с ведущими организациями, что сегодня трудно себе представить ситуацию, когда будут приняты те или иные документы или сформированы те или иные группы экспертного сообщества без привлечения мнения рядовых членов Ассоциации. Покажем это на конкретных примерах:

· учебно-методические комплексы по русскому языку и литературы, попавшие в Федеральный перечень учебников, проходили общественную экспертизу силами членом нашей организации;

· члены Ассоциации проводили экспертизу Примерных программ, созданных НИИ столичного образования при ГБОУ ВПО МГПУ;

· контрольно-измерительные материалы, разработанные сотрудниками Московского центра качества образования, в течение трех лет проходили экспертную оценку со стороны членов Московской ассоциации;

· эксперты для проверки работ Государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе по большей части являются экспертами, чьи кандидатуры прошли через оценку коллег-профессионалов из Ассоциации;

· эксперты для Жюри Конкурса сочинений, организованного Московским институтом развития образования и «Учительской газетой – Москва» в 2014 году, также были подобраны из членов нашей Ассоциации;

· с целью методической поддержки возвращения сочинения как формы итоговой аттестации российских школьников эксперты Ассоциации были включены в Федеральный проект «Актуализация системы повышения квалификации учителей русского языка и литературы, обеспечивающих педагогическое сопровождение детей – участников всероссийского конкурса сочинений» под научным руководством специалистов Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования;

· стало доброй традицией и то, что к подготовке контрольно-измерительных материалов для проведения школьного и окружного туров Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе Центр педагогического мастерства привлекает членов нашей Ассоциации;

· наконец, программы повышения квалификации, утверждаемые на уровне Московского института открытого образования, также проходят через «сито» одобрения членов Ассоциации.

Дополнительные возможности для влияния на преподавание русского языка и литературы появились в связи с тем, что члены Московских ассоциаций учителей-предметников вошли в составы Общественных палат, Общественных советов, Общественных комиссий, рабочих групп и т.д. различного уровня и ранга.

В-пятых, совершенно уникальная миссия Ассоциации заключается в том, что только она создает для учителей русского языка и литературы неформальную, психологически комфортную и юридически поддержанную профессиональную среду. Почему это особенно важно подчеркнуть?

Сегодня мы имеем дело с катастрофическими темпами «старения» педагогических кадров и отсутствием в связи с этим соответствующей молодой смены. Более того, даже если рассматривать возраст 30-40 лет (а это, с точки зрения психологов, достаточно неплохой возраст в профессиональном плане: уже накоплен педагогический опыт, учитель считается более творческим, вполне состоявшимся и гармоничным – в общем, настоящим квалифицированным специалистом!), наметилась негативная тенденция, связанная с угасанием профессиональной активности, колоссальным эмоциональным выгоранием учительства – вплоть до признаков пессимизма, отчаяния, озлобленности…

Ассоциация ставит перед собой в том числе задачу исправления такой ситуации. На наш взгляд, в непосредственном общении учителей друг с другом при грамотной организации этого процесса со стороны лидеров Ассоциации наметившуюся негативную тенденцию все-таки можно переломить. Ассоциация – это место, где люди могут выплеснуть отрицательную энергию, поговорить по душам, набраться внутренних сил и вдохновиться на новые «педагогические подвиги». Не знаем, насколько правомерно такое сравнение с этической точки зрения, но Ассоциацию в этом смысле можно действительно сравнить с профессиональным «храмом», куда приходят каждый со своими проблемами и где под руководством наставника пытаются их непременно решить теми или иными способами.

Подводя итоги трехлетней деятельности Ассоциации, хотелось бы осветить также наши планы на будущее.

В первую очередь следует сохранить все те мероприятия, которые успешно проводились Ассоциацией ранее. Кроме того, Ассоциация в Год литературы готова включиться в реализацию грантовых программ некоммерческим неправительственным организациям, проводимым в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

Особого внимания и ответственного отношения требуют формирование и развитие современных общественно-профессиональных форм контроля и надзора в сфере образования. Необходимо совместными усилиями власти и членов Ассоциации продумать, каким образом профессиональное сообщество может участвовать в независимых мониторингах системы столичного образования, а также в коррекции принимаемых документов, когда они еще существуют на уровне проекта.

Надеемся на то, что все задуманное выглядит перспективно и привлекательно в предстоящий Год литературы и будет в полной мере реализовано в 2015 году.

Да, много сделано за истекший период. Но еще больше предстоит сделать. Поэтому пожелаем членам Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы дальнейших успехов. Всех благ Вам и процветания в грядущий Год литературы!

А учителей русского языка и литературы столицы, в свою очередь, приглашаем вступить в наши ряды, став членами Ассоциации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий