Через слово - к Человеку!

воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Дети информационной эры в образовательной среде XXI века


22 ноября 2014 года завершился Общегородской очно-дистанционный интеллектуальный марафон по чтению и информационной культуре обучающихся «Дети информационной эры». Напомним, что марафон проводился по инициативе Московского института открытого образования. К организации и проведению мероприятия были также подключены: Региональная общественная организация «Единая независимая ассоциация педагогов», ГБОУ ГОМЦ «Школьная книга», ООО «ГлобалЛаб» – глобальная школьная лаборатория.

Целью марафона были выявление и поддержка одаренных детей и молодежи в области применения современных информационных и компьютерных технологий в филологическом образовании. Не случайной стала и выбранная тема марафона 2014 года – 150 лет со времени выхода в свет учебной книги для детей К.Д. Ушинского «Родное слово» (1864 год).

По верному замечанию президента Российской ассоциации чтения, кандидата психологических наук, профессора Н.Н. Сметанниковой, читатель современного информационного общества отличается от читателя ХХ века, как и условия, в которых он существует и учится. Информационное общество, как известно, основывается на достижениях информационных технологий, но в сегодняшней зрелой форме оно ставит задачи не столько потребления, сохранения и использования информации, сколько ее создания, критического осмысления, интерпретации до того, как она будет далее распространяться и использоваться. В силу этих социальных условий чтение сегодня трактуется как деятельность субъекта по созданию своего индивидуального смысла текста. Для того чтобы развить способность индивида создавать смыслы, интерпретируя читаемый текст, и был задуман и проведен интеллектуальный марафон по чтению и информационной культуре обучающихся «Дети информационной эры».

Для участия в заочном (дистанционном) этапе конкурса были приглашены все желающие в возрасте от 7 до 20 лет. Работы могли быть подготовлены как одним автором, так и коллективом авторов в количестве до 5 человек под руководством одного взрослого, который мог выступать в качестве соавтора конкурсного продукта по одному из представленных в Положении направлений работы.

Организаторы предложили ребятам участие в марафоне по следующим номинациям:

1. «Компьютерная графика» (статичная компьютерная графика):

- компьютерная живопись (работы, выполненные при помощи графических программ, с имитацией художественных материалов: пастель, акварель, живопись маслом, карандаш и т.п.);

- коллаж (работа, скомпонованная из элементов фотографий, художественных текстур и фактур).

2. «Цифровое фото» (оригинальный фотоснимок или серия не более чем трех фотографий, связанных единым творческим замыслом).

3. «Компьютерная анимация» (выполненная при помощи flash-технологии, gif-анимация).

4. «Презентация MSPowerPoint» (мультимедийная презентация, интерактивная игра, интерактивное пособие, тест, тренажер и др.).

5. «Компьютерные игры» (в т.ч. обучающие игры и приложения).

6. «Интерактивный фотоальбом».

7. «Интерактивная книга» (словарь, цитатник по произведениям, творчеству и др.).

8. «Видеоролик» (в т.ч. социальный ролик, видеоклип, кинозарисовка, интервью, репортаж и т.д.).

9. «Детская мультипликация» (мультипликационный фильм любого жанра и художественного решения).

10. «Буктрейлер» (ролик-миниатюра, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание читателю книги).

11. «Фильм» (документальный фильм, образовательно-просветительский фильм, игровой фильм, авторский фильм).

12. «Интерактивная карта / календарь» (географическая карта биографии писателя, поэта, литературного персонажа, хронологическая карта событий из жизни писателя, поэта, героя, карта любимых и/или значимых мест и т.п., интерактивный календарь значимых событий).

13. «Тематический сайт» (может быть представлен сайт, как размещенный, так и неразмещенный в Интернете, блог, группа в социальной сети).

Основной рабочей платформой для представления информационно-коммуникационных продуктов для участников заочного этапа явилась интернет-площадка наших партнеров: www.globallab.org.

Возглавил жюри заочного тура марафона «Дети информационной эры» Дощинский Роман Анатольевич – доцент кафедры филологического образования МИОО. Членами Жюри стали: Молодцова Ирина Олеговна – специалист проекта ООО «Глобаллаб» – глобальной школьной лаборатории; Якушенкова Оксана Сергеевна – редактор-методист гуманитарного направления ООО «Глобаллаб» – глобальной школьной лаборатории; Петрунников Денис Владимирович – специалист в области информационных технологий центра «Art Vita»; Маханова Елена Александровна – учитель русского языка и литературы Интернет-школы «Новатор».

Критериальной основой оценки работ были выбраны показатели: оригинальность; актуальность; новизна идеи; информативность; качество графики; стиль; дизайн; полезность; применение современных технологий и стандартов.

Среди более 1000 работ, поданных участниками марафона (представлены все округа, все номинации и все возрастные категории), Жюри предстояло отобрать лучшие работы. Особенно потрясли членов Жюри созданные школьниками на высоком профессиональном уровне интерактивные игры, буктрейлеры, документальные фильмы, фотоколлажи, электронные тематические словари, фото- и видеоальбомы. Качеством и оригинальностью отличались информационные продукты, представленные на конкурс командами школ №509, №808 и №1467, №1084, №1150, №1520, №1793, №1926, №1996, №2097, народной школой «Новатор». Невозможно не сказать о прекрасно выполненных работах по систематизации информации в виде словарей, здесь отличилась Гимназия №1554 с представленным Головановой Анастасией и Зиновьевой Елизаветой «Толковым словарем фобий»; также на суд жюри от учащихся этой гимназии Дрониной Ксении и Востриковой Екатерины был представлен «Словарь чувств и эмоций», а Денисов Денис, Власов Глеб и Абрамов Арсений в рамках конкурса презентовали «Словарь военного». Оригинальность видеосюжета была отмечена в проекте, подготовленном Ковтыха Екатериной, учащейся народной школы «Новатор», представившей экранизацию басни И.А. Крылова с элементами мультипликации и документальных видеосъемок.

Кроме того, следует отметить работу, выполненную под руководством учителя высшей категории школы № 2095, отличника народного образования Розы Константиновны Тю и работу с участием учителя высшей категории гимназии №1573 Котовой Татьяны Юрьевны.

В результате Жюри определило 73 финалиста, которым предстояло продолжить состязание на очном туре.

Финальный этап марафона проходил 22 ноября 2014 года в стенах Центра образования № 429. Подарком всем гостям и участникам финального мероприятия стало открытие очного тура, которое началось с презентации видеоролика, в оригинальной форме объединившего лучшие, по мнению жюри, детские проекты, присланные на конкурс.

После коротких приветственных слов директора Центра образования № 429. Дроздова Сергея Юрьевича и заведующей кафедрой филологического образования МИОО, Председателя Всероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка Дудовой Людмилы Васильевны выступила Шахновская Татьяна Германовна – координатор проектов Межрегиональной общественной организации «Центр Духовного Развития». Ею на базе Центра образования № 429 была открыта выставка детских работ в рамках Международного конкурса «Сказки Красивого Сердца».

Затем Левушкина Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО – дала старт Общественной акции «Общероссийский словарный диктант».

Все присутствующие в зале согласились принять в ней участие и написать лермонтовский словарный диктант (см. информацию на сайте: учитель-словесник.рф). Далее Молодцова Ирина Олеговна – ведущий специалист проекта Глобаллаб – глобальной школьной лаборатории, зам. Председателя Жюри рассказала о ходе заочного тура марафона «Дети информационной эры», привела статистические сведения по результатам размещаемых в пространстве Глобаллаб проектов марафона, контингенте участников, наиболее популярных номинациях и форматах работы, выбранных «марафонцами» – презентациях (Power Point и видеопрограммы), а также выразила своё восхищение некоторыми информационными находками участников.

В назначенное время финалисты Общегородского очно-дистанционного интеллектуального марафона по чтению и информационной культуре обучающихся «Дети информационной эры» разошлись по кабинетам. Им предстояло в течение 1 часа выполнить задания, сконструированные по образцам международного мониторинга PIZA. Основная задача, стоящая перед финалистами, – продемонстрировать умение читать и «вычитывать» нужную информацию, переформатировать ее и использовать для решения определенной проблемы.


В это время в зале остались педагоги, библиотекари и родители школьников. Для них организаторы марафона провели научно-практическую конференцию на тему «Формирование информационной и читательской культуры субъектов образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы».

Проблемы чтения и пути их решения в информационную эпоху по-разному видятся президенту Российской ассоциации чтения, кандидату психологических наук, профессору Сметанниковой Наталье Николаевне (доклад на тему «Чтение в образовании информационного общества»); кандидату педагогических наук, профессору Академии военных наук Крушинской Татьяне Федоровна (доклад на тему «Формирование системы ценностей обучающихся в процессе работы с информационным насыщением электронных пособий по русскому языку»); кандидату педагогических наук, доценту кафедры методики преподавания литературы Института филологии и иностранных языков МПГУ Поповой Наталье Алексеевне (доклад на тему «Новейшая литература как способ эффективного повышения читательской грамотности современного педагога и библиотекаря»); методисту ГБОУ Учебно-методического центра по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента социальной защиты населения города Москвы Плетенкиной Наталье Давыдовне (доклад на тему «Особенности формирования информационной и читательской культуры в приёмной семье»).

Практикоориентированными были доклады учителей: Волковой Елены Васильевны (ГБОУ лицей № 1568 им. Пабло Неруды, «Деятельностный подход на уроках литературного чтения с целью воспитания вдумчивого читателя»); Мончаковской Ольги Станиславовны (УВР ГБОУ лицея № 1524, «Литературная интернет-игра в поле рефлексивной читательской деятельности»); Ильченко Татьяны Валерьевны (старшего преподавателя кафедры филологического образования МИОО, «Информационно-образовательная среда школы»).

Посредством скайп-трансляции сделала доклад Маханова Елена Александровна (учитель русского языка и литературы Интернет-школы «Новатор») по теме «Компьютерные технологии и интернет-возможности как средства обучения».

Конференция была посвящена рассмотрению особенностей формирования информационной и читательской культуры участников образовательного процесса усилиями педагога и библиотекаря, а также всего коллектива.

Современный педагог и библиотекарь – фигуры нового формата: это специалисты в области информационных продуктов, психологи, менеджеры и т.д. Поэтому в настоящее время так важно предоставлять сотрудникам образовательных организаций больше возможностей получать информацию о том, что происходит в научно-исследовательской и инновационно-методической деятельности школ, что такое библиотечная педагогика, каковы направления библиотечно-информационной деятельности в современной России и за рубежом, каков современный читатель и эффективные формы педагогического и библиотечного взаимодействия с ним.

В связи с этим сегодня для успешного формирования и развития общекультурной и профессиональной компетентности педагогов и библиотекарей, получения важных практических навыков недостаточно только разовых лекций и семинаров, необходимо непрерывное профессиональное образование, включающее повышение квалификации, аттестацию и, конечно, самообразование.

В завершение конференции был предусмотрен мастер-класс доктора филологических наук, профессора кафедры филологического образования МИОО Травникова Сергея Николаевича («Анализ лирического текста на примере стихотворения И.И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек»). В рамках мастер-класса участники конференции могли воочию убедиться в необходимости формирования активного читателя в школьном образовательном пространстве, поработать с текстом и возможностями его анализа и интерпретации, обсудить психофизиологические особенности читающего и нечитающего ребенка и многое другое.

Одновременно ребята – финалисты марафона – также стали участниками мастер-классов, проводимых высококвалифицированными специалистами в области повышения информационной, читательской и коммуникативной компетенции современных школьников.

К интерактивным формам обучения участников марафона привлекали:

1. Лаврова Анита Александровна (координатор Программы «Культура в нас»), мастер-класс: «Я понимаю написанное».

2. Денисенко Елена Николаевна (кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО), мастер-класс: «Проектная технология в обучении».

3. Меньшенина Светлана Витальевна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО), коммуникативный тренинг.

4. Федотов Олег Иванович (доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования МИОО), мастер-класс: «В волшебном мире стиха».

После кофе-брейка и взрослые, и дети вновь собрались в зале. С завершением марафона участников поздравляли творческие коллективы: Образцовый хореографический ансамбль «Ожерелье» (ГБОУ центр образования №429, руководители – Самсонова Наталья Николаевна и Самсонова Алла Вадимовна), Театр Песни «Карусель» (руководитель – Тимофеева Наталья Николаевна), Вокальный ансамбль «Подснежники» (руководитель – Капралова Ирина Владимировна ГБОУ Школа №830). Звучали гимны книге, библиотекарю, педагогу.

Было предоставлено слово Президенту Ассоциации содействия библиотекам образовательных учреждений г. Москвы Никитиной Ирине Степановне. Она подвела предварительные итоги конкурса «Лучшая библиотека образовательной организации – 2014» и также поздравила победителей и призеров с завершением марафона.

Далее слово было предоставлено Дощинскому Роману Анатольевичу для подведения итогов конкурса. Всем присутствующим и с нетерпением ожидающим результатов проверки работ очного тура Председатель Жюри торжественно объявил итоги интеллектуального соревнования. Победу одержали:

1 место – Азарнова Анна и Каххарова Рушана – школа № 1084;

2 место – Талагина Виктория и Трофимец Екатерина – школа № 1793;

3 место – Диденко Анастасия – школа № 2095;

3 место – Гончаров Антон и Василевский Иван – школа № 429;

3 место – Овченкова Александра, Синявский Даниил, Сальнов Александр и Малинина Ксения – школа № 429;

3 место – Кулиева Ирина и Ушакова Анастасия – школа № 1996.

Суханкина Елена Николаевна – Председатель Оргкомитета марафона «Дети информационной эры» поздравила Победителей и призеров (финалистов), вручив ценные призы и Дипломы. Присутствовавшие взрослые получили сертификаты участников конференции. Незабываемым в рамках мероприятия стал бесценный опыт общения с учеными, писателями, коллегами и просто интересными людьми.

Полагаем, что марафон состоялся. Его главная цель – воспитание активного, креативного читателя в условиях информационного взрыва и компьютеризации образования и социума в целом – была достигнута.

Комментариев нет:

Отправить комментарий