Через слово - к Человеку!

суббота, 14 марта 2015 г.

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ИМ. С.Т. АКСАКОВА «АКСАКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»


 
С.Т. Аксаков вошёл в историю русской литературы как выдающийся писатель, большой знаток и ценитель сокровищ родного языка. В летописи отечественной культуры он известен также как один из лучших мемуаристов, как театральный критик и незаменимый бытописатель-краевед и певец российской природы.
Принимая во внимание выдающийся вклад писателя в развитие отечественной культуры и непосредственную связь жизненного и творческого путей С.Т. Аксакова с литературой и историей России, Общероссийская общественная организация «Ассоциации учителей литературы русского языка» предложила увековечить память о Сергее Тимофеевиче учреждением Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся им. С.Т. Аксакова «Аксаковские чтения».
В 2015 году «Аксаковские чтения» посвящаются не только изучению жизни и творчества С.Т. Аксакова, вопросам литературного краеведения, но и актуальным проблемам отечественной литературы, российской истории и культуры.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся им. С.Т. Аксакова «Аксаковские чтения» проводится в 2015 году в рамках Года литературы.
 
Статус конкурса
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся им. С.Т. Аксакова «Аксаковские чтения» имеет всероссийский статус. Имя Сергея Тимофеевича Аксакова было присвоено конкурсу в связи с тем, что
– в отечественной культуре оно олицетворяет высокие нравственные качества, эстетические ценности;
– С.Т. Аксаков являлся крупным деятелем литературы и знатоком отечественной истории;
– становление творческой судьбы писателя тесно связано с историей различных регионов России, где родился, проживал, учился писатель;
– для учащихся общеобразовательных организаций РФ С.Т. Аксаков – автор ряда произведений школьной программы.
 
Цели и задачи конкурса
Целью проведения конкурса является содействие развитию интеллектуального и художественного творчества учащихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности.
  Исходя из обозначенной цели, конкурс помогает решить следующие задачи:
– поиск и поддержка одарённой и талантливой молодежи;
– стимулирование научно-методической и инновационной деятельности педагогов в
    работе с учащимися;
– повышение интереса учащихся к изучению русской литературы;
   привитие интереса к чтению;
– популяризация творчества С.Т. Аксакова;
– развитие литературного краеведения, связанного с именем С.Т. Аксакова;
– актуализация проблем отечественной истории и культуры;
– содействие духовно-патриотическому воспитанию учащихся;
– приглашение к работе с учащимися ведущих учёных и деятелей культуры;
– привлечение общественного внимания к проблемам развития творческого и      интеллектуального потенциала российского общества.
 
Участники конкурса
Участниками конкурса могут стать учащиеся 9 –11 классов средних школ, лицеев, гимназий, колледжей и учреждений дополнительного образования, студенты вузов Российской Федерации, подготовившие научно-исследовательские и творческие работы в соответствии с тематикой конкурса.
 
Руководство конкурсом
Руководство конкурсом осуществляет Организационный комитет (далее – Оргкомитет), состоящий из представителей организаций-учредителей. Оргкомитет ведёт работу по подготовке и проведению конкурса, формирует состав жюри конкурса, экспертные комиссии по номинациям и секретариат.
Оргкомитет конкурса имеет следующие полномочия:
– принятие решения о составе жюри и назначение его председателя;
– информационная поддержка конкурса в соответствии с планом его работы;
– приём работ, присланных для участия в конкурсе;
– регистрация работ и передача их в жюри;
– техническая координация работы жюри во время проведения конкурса;
– организация и проведение всех туров конкурса;
– организация церемонии награждения победителей конкурса.
 
Жюри конкурса
Жюри конкурса создается с целью отбора лучших работ и определения победителей в соответствии с методикой и критериями оценки конкурсных работ, определенными данным информационным письмом.
Состав жюри формируется и утверждается Оргкомитетом конкурса из наиболее авторитетных работников организаций среднего образования, преподавателей высшей школы, представителей органов государственной власти, общественных организаций и независимых экспертов.  Заседания жюри проходит в период с 01 февраля по 20 марта 2015 года. В финале работа жюри проходит 30 и 31 марта 2015 года в очной форме по секциям, где участникам предоставляется возможность провести публичную очную защиту своей работы.
 
Сроки проведения конкурса
Конкурс проводится в два этапа:
I – заочный тур конкурса проводится   с 15 января по 28 февраля 2015 года. Лучшие работы (по итогам I тура) жюри рекомендует к участию во II заключительном очном туре конкурса.
II – заключительный очный тур конкурса проводится 30 и 31 марта 2015 года.
Для участия в заключительном очном туре участники конкурса будут приглашены в город Казань. Соответствующее приглашение получат участники данного тура конкурса в период с 05 по 10 марта 2015 года.
О порядке и проведении заключительного очного тура будет сообщено дополнительным информационным письмом.
После подведения окончательных итогов состоится торжественная церемония награждения победителей. Заключительный очный этап конкурса и торжественная церемония награждения победителей будут проходить в два дня – 30 и 31 марта 2015 года.
 
Условия конкурса
На конкурс могут быть представлены научно-исследовательские и творческие работы, выполненные учащимися самостоятельно или под руководством научного консультанта. Работы реферативного и компиляционного характера будут отклонены жюри.
Работы, представленные на конкурс, подразделяются по следующим номинациям:
- секция литературного краеведения «Краеведческие мотивы в творческом наследии С.Т. Аксакова»:
краеведческое значение творчества писателя, влияние краеведческих мотивов на формирование мировоззрения и творчества С.Т. Аксакова (тематика исследовательских и творческих работ: отражение краеведческого колорита в творческом наследии С.Т. Аксакова).
- секция литературного чтения «Круг чтения С.Т. Аксакова»:
влияние литературного наследия VIII – начала XIX в. на формирование писателя (тематика исследовательских и творческих работ: отражение благотворного влияния чтения художественной литературы указанного периода в творчестве писателя).
- секция литературы «Творчество С.Т. Аксакова и современность»:
значение творчества С.Т. Аксакова для развития современной духовной жизни «русского мира» (тематика исследовательских и творческих работ: анализ литературного наследия С.Т. Аксакова в контексте поиска современной национальной идеи и выработки стратегии культурной и воспитательной политики государства, отражение литературных традиций С.Т. Аксакова в творчестве писателей XXI века).
- секция истории «Родовое гнездо» Аксаковых»:
роль С.Т. Аксакова в зарождении течения славянофилов (тематика исследовательских и творческих работ: анализ философско-исторических и общественно-политических взглядов С.Т. Аксакова в контексте влияния на зарождение идейного течения славянофилов).
- секция литературы и МХК «Вечная жизнь С.Т. Аксакова в искусстве»:
рецепция творчества С.Т. Аксакова в отечественной культуре (тематика исследовательских и творческих работ: анализ влияния произведений С.Т. Аксакова на развитие отечественной литературы, изобразительного, музыкального, драматического и кинематографического искусств).
- секция «Духовное и литературное наследие семьи Аксаковых»:
значение наследия семьи Аксаковых (тематика исследовательских и творческих работ: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых и современность).
Для участия в конкурсе необходимо в указанные сроки представить в Оргкомитет:
– заявку указанного в информационном письме образца необходимо прислать в адрес оргкомитета в период с 15 января до 20 февраля 2015 года.
– работу, представленную на конкурс в печатном виде (в оригинале), необходимо отправить по почте в период с 15 января по 25 февраля 2015 года. Дата отправления работ будет учитываться по почтовому штемпелю.
Наличие заявки для любого вида работ является обязательным. В заявке должны быть заполнены все графы.
Приём заявок для участия в конкурсе осуществляется по адресу:
Телефон для справок: с 19:00 – 21:00 (время московское, рабочие дни) (843)560-01-90
Работы на конкурс необходимо присылать по адресу: 420126, г. Казань, а/я 24 СОШ № 143 (с пометкой «на Всероссийский конкурс»).
Дополнительная информация о проведении конкурса, список участников, прошедших конкурсный отбор и приглашённых на заключительный очный этап конкурса будут опубликованы на сайте СОШ № 143 г. Казани в разделе «Конкурсы и гранты/Всероссийский конкурс «Аксаковские чтения» https://edu.tatar.ru/nsav/kzn/sch143/page1844381.htm (или по запросу: сайт школы № 143, Казань).
 
 

ОТЧЕТ О КОНКУРСЕ
                   "Вне жизненной правды немыслимо никакое искусство…" (С.Т. Аксаков)

2015 год объявлен в России Годом литературы. В рамках Всероссийского проекта «Большая литература большой страны» в Казани состоялся Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся имени С.Т. Аксакова «Аксаковские чтения».

С.Т. Аксаков вошёл в историю русской литературы как выдающийся писатель, большой знаток и ценитель сокровищ родного языка. В летописи отечественной культуры он известен так же как один из лучших мемуаристов, как театральный критик и незаменимый бытописатель – краевед и певец российской природы.

Принимая во внимание выдающийся вклад писателя в развитие отечественной культуры, Региональная общественная организация «Независимая ассоциация словесников» предложила увековечить память о Сергее Тимофеевиче учреждением Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся им. С.Т. Аксакова «Аксаковские чтения».

Решение о проведении Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся им. С.Т. Аксакова «Аксаковские чтения» в городе Казани объясняется непосредственной связью жизненного и творческого пути С.Т. Аксакова с Казанским краем. 


Конкурс состоялся 31 марта 2015 года. Начался он театрализованным прологом и приветствием гостей конкурса в школе № 143 города Казани. С приветственными словами к участникам и гостям конкурса обратились заместитель начальника Управления образования города Казани В.А. Афонская, заведующая научно-методическим сектором информационно-методического отдела Управления образования города Казани И.Ш. Галеева, начальник отдела образования по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам города Казани Г.Г. Латышева, директор школы № 143 С.П. Евдокимова. От имени Казанского государственного университета культуры и искусств с приветственным словом к участникам конкурса обратилась заместитель председателя жюри конкурса, доцент кафедры филологии и межкультурной коммуникации данного университета Т.В. Сорокина.

Участников и гостей конкурса приветствовали руководители региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Республики Татарстан, Башкортостана, Чувашии, Ульяновской и Ярославской областей, города Тольятти. Исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» А.Ю. Козлов зачитал приветственное письмо в адрес участников конкурса от имени председателя Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Российской Федерации Л.Н. Духаниной.

Торжественное открытие Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся им. С. Т. Аксакова «Аксаковские чтения» состоялось в актовом зале Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ. Сегодня особое значение приобретают традиции, которые сложились в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. К таким традициям относятся мероприятия, которые проводятся ИФМК КФУ совместно с различными общественными организациями, с другими вузами и школьным педагогическим сообществом. Ярким примером такого плодотворного сотрудничества стал Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся им. С.Т. Аксакова «Аксаковские чтения», организованный Региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» совместно с Региональной общественной организацией «Независимая ассоциация словесников», Министерством образования и науки Республики Татарстан и Казанским федеральным университетом, Управлением образования города Казани.

Участников и гостей конкурса приветствовали заместитель директора по научной деятельности ИФМК КФУ И.Э. Ярмакеев, проректор по научной работе Казанского государственного университета культуры и искусств Р.М. Валеев, заведующая отделением русской и зарубежной филологии им. Л.Н. Толстого Р.Ф. Мухаметшина, заместитель председателя КС Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» РТ, учитель высшей квалификационной категории СОШ № 143 города Казани Л.Л. Курамшина.

И.Э. Ярмакеев отметил необходимость развития и укрепления научного сотрудничества филологических вузов со школьной общественностью для проведения научно-просветительских мероприятий: «Свидетельством преемственности традиций является и данный конкурс, посвященный одному из первых студентов Казанского университета – Сергею Тимофеевичу Аксакову, который с благодарностью вспоминал Казань и Казанский университет, в котором сформировались его литературные и эстетические взгляды. Были сделаны первые шаги в искусство: редактирование и публикация в рукописных студенческих журналах, увлечение театром. Память о знаменитом выпускнике бережно хранят нынешние студенты, беря пример самоотверженного служения культуре и литературе».

Р.В. Валеев отметил выдающийся вклад С.Т. Аксакова в развитие отечественной культуры.

Р.Ф. Мухаметшина рассказала участникам и гостям конкурса об Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ, о разнообразных возможностях для реализации учебных, научных и творческих способностях студентов-филологов: участие в научных конференциях, семинарах, конкурсах научно-исследовательских и творческих работ, публикация в ведущих российских и зарубежных изданиях, а также занятия в творческих кружках и фестивалях, таких как «Фестиваль первокурсника», фестиваль «Студенческая весна» и многих других. Подтверждением слов Р.Ф. Мухаметшиной стали музыкальные приветствия ансамбля скрипачей Казанского университета под руководством А. Гумерова и выступления студентов отделения русской и зарубежной филологии им. Л.Н. Толстого ИФМК КФУ Наталии Ярославцевой и Юлии Пустынниковой.

Л.Л. Курамшина зачитала приветствие в адрес организаторов и участников Всероссийского конкурса «Аксаковские чтения» председателя Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Л.В. Дудовой. Рассказала об истории «Аксаковских чтений», которые четырежды проводились на республиканском уровне, а с 2015 года приобрели всероссийский статус. В этой связи расширилась география и количество участников: в конкурсе приняли участие более 300 обучающихся школ, лицеев, гимназий и вузов Республики Татарстан, Пермского края, Ульяновской области, Башкортостана, Чувашии, городов Астрахани, Томска, Тольятти, Ярославля и др. Почетными гостями конкурса стали исполнительный директор ОО «АССУЛ» А.Ю. Козлов, председатели региональных отделений ОО «АССУЛ» И.А. Григорченко, Т.А. Родионова, М.А. Соловьева, В.М. Табакова, О.З. Шарафутдинова и др.

С анализом литературного наследия С.Т. Аксакова в контексте традиций предшествующей литературы выступила доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, доктор педагогических наук А.Ф. Галимуллина, которая отметила специфическое видение писателя и точность воссоздания культурно-исторического контекста своего времени, воплощенного как в наиболее значительных его произведениях: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», так и в менее известных произведениях: «Собирание бабочек», «Записки ружейного охотника», «Записки об ужении рыбы» и в поэтическом наследии. С.Т. Аксаков был глубоко убежден в том, что человеку изначально присуще ощущение гармонии с природой, в этом он продолжал традиции сентименталистской литературы, в то же время он не только выражал любовь к природе, но и утверждал, что природу можно и необходимо познавать, осознанно любуясь ею: «… Природа вступит в вечные права свои, вы услышите ее голос, заглушенный на время суетней, хлопотней, смехом, криком и освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе…». Эти слова из предисловия С.Т. Аксакова к книге «Записки об ужении рыбы» звучат как рифмованная проза, утверждая вечные ценности. С.Т. Аксаков, обновляя традиции, становится предшественником новых литературных традиций натурфилософской прозы ХХ века.

Далее конкурс продолжился в формате секционных заседаний. На трех школьных и одной студенческой секции участники конкурса представили свои работы по следующим направлениям: «Краеведческие мотивы в творческом наследии С.Т. Аксакова», «Круг чтения С.Т. Аксакова», «Творчество С.Т. Аксакова и современность» и «С.Т. Аксаков в литературе и культуре XXI века».

Жюри отметило разнообразие тематики творческих и научно-исследовательских работ, высокую культуру их оформления, наглядность и эмоциональность в публичной защите, которая чаще всего сопровождалась мультимедийной презентацией.

Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся им. С.Т. Аксакова «Аксаковские чтения» способствует повышению интереса учащихся к изучению русской литературы; популяризации творчества С.Т. Аксакова, содействию духовно-патриотическому воспитанию учащихся, активизации краеведческой работы, поскольку становление творческой судьбы писателя тесно связано с историей различных регионов России, где родился, проживал и учился писатель. Большой интерес вызвали работы, посвященные анализу литературного наследия С.Т. Аксакова в контексте поиска современной национальной идеи и выработки стратегии культурной и воспитательной политики государства, отражению литературных традиций С.Т. Аксакова в творчестве писателей ХХ – XXI веков.

Почетных гостей и организаторов конкурса принял директор ИФМК КФУ профессор Р.Р. Замалетдинов. В ходе встречи были обсуждены перспективы развития данного конкурса и совместные планы по углублению и расширению сотрудничества в просветительской деятельности в области русского языка и литературы, в частности, в рамках Совета по русскому языку при Казанском федеральном университете, действующего в масштабах Приволжского федерального округа Российской Федерации. Все участники встречи отметили необходимость таких мероприятий для стимулирования и поощрения одаренной молодежи России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий