Через слово - к Человеку!

среда, 7 июня 2017 г.

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ

 
 
 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Русский язык в школе и вузе: работа над ошибками»

(в режиме телемоста)

6 июня 2017 года, вторник, 11:00

Миусская площадь, д. 7, ЗОМ2, 1 этаж


РЕКОМЕНДАЦИИ
 
6 июня 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по развитию науки и образования в режиме телемоста состоялся круглый стол «Русский язык в школе и вузе: работа над ошибками».

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, представители органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, специалисты – преподаватели вузов РФ, ученые, педагоги системы общего и дополнительного образования, независимые эксперты, СМИ.

Участники круглого стола обсудили актуальные проблемы школьного и вузовского преподавания русского языка, обобщили достижения современной политики в области филологического образования. Было отмечено, что суммарно количество часов на изучение русского языка в школе не уменьшилось по сравнению с советским периодом. В календаре появились новые даты – День русского языка (6 июня), День словаря (22 ноября) и др. Проводят серьезную работу два Совета по русскому языку: Совет по русскому языку при Президенте РФ и Совет по русскому языку при Правительстве РФ. Создана Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка», образовано Общество русской словесности. Вновь приобретает авторитет Институт русского языка им. А.С. Пушкина как аналог Институту Гете, Институту Конфуция и пр. Принята Концепция преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации. Конкретизированы Федеральные государственные образовательные стандарты в части результатов обучения по русскому языку. Зарождается модель системной и планомерной реформы российского педагогического образования. Стартовала апробация устной части экзамена по русскому языку.

Ни в коей мере не отрицая существования проблемных точек (в целом состояния грамотности населения страны, государственной поддержки развития фундаментальной и прикладной науки о русском языке и методики его преподавания, межкафедрального вузовского курса «Культура речи»), участники дискуссии исходили из общих положительных тенденций последних лет.    

На основании состоявшегося обсуждения Общественная палата Российской Федерации считает возможным рекомендовать следующее.


Министерству образования и науки РФ:

-       продолжить линию совершенствования нормативно-правовой базы преподавания русского языка в школе и вузе, особенно в сфере учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

-       оказать содействие в развитии журналов «Русский язык в школе» и «Литература в школе» и включении их в перечень журналов для обязательной закупки школьными библиотеками на территории РФ;

-       обеспечить широкую информационную поддержку ежегодной всероссийской акции «Пушкинский словарный диктант».

Российской академии наук, Российской академии образования:

-       провести научную и общественную экспертизу всех грамматик, словарей и справочников, представленных на книжном рынке, на этой основе переработать ныне утвержденный список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (2009 г.), в обязательном порядке расширить перечень нормативным толковым словарем, орфографическим и пунктуационным справочником;

-       в целях предоставления образовательным организациям возможности для широкого выбора развивающих курсов разработать примерные дополнительные общеобразовательные программы по предметам классической школы «Риторика» и «Логика».

Рособрнадзору, Федеральному институту педагогических измерений:

-       составить план-график введения устной части экзамена по русскому языку, предусматривающий пролонгированный срок так называемого «щадящего» периода;

-       разработать Методические рекомендации, предлагающие учителям русского языка и литературы в качестве дидактического материала для организации учебных занятий тексты современных писателей, которые представляют собой образцы русского литературного языка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий