Через слово - к Человеку!

четверг, 23 января 2020 г.

Приглашаем на конкурс по риторике и ораторскому мастерству


Организация и проведение фестивалей и творческих конкурсных мероприятий

для обучающихся города Москвы



Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 4 декабря 2019 г. № 436



ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РИТОРИКЕ И ОРАТОРСКОМУ МАСТЕРСТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА МОСКВЫ



ТЕМА КОНКУРСА: «КТО ГОВОРИТ, ЧТО НА ВОЙНЕ НЕ СТРАШНО, ТОТ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ О ВОЙНЕ…»



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конкурс «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…» – это состязание обучающихся общеобразовательных организаций г. Москвы в ораторском искусстве.

Организатор Конкурса: кафедра риторики и культуры речи Института филологии Московского педагогического государственного университета.


Оргкомитет конкурса:

Чернышева Е.Г. – директор Института филологии МПГУ;

Ерохина Е.Л. (председатель) – заведующий кафедрой риторики и культуры речи;

Курцева З.И. – профессор кафедры риторики и культуры речи;

Савова М.Р. – доцент кафедры риторики и культуры речи;

Боголюбов А.С. – ассистент кафедры риторики и культуры речи;

Добряк Ю.П. (секретарь) – ассистент кафедры риторики и культуры речи.


Полномочия Оргкомитета:

             осуществляет решение вопросов подготовки и проведения Конкурса;

             разрабатывает сценарный план проведения Конкурса;

             формирует жюри Конкурса;

             разрабатывает систему оценки выступлений участников;

             следит за ходом проведения, координирует работу всех задействованных лиц и структур;

             осуществляет подведение итогов Конкурса и организует награждение победителей;

             организует освещение хода и итогов Конкурса в СМИ.


Цели и задачи проведения мероприятия: формирование риторической культуры обучающихся; развитие их коммуникативных компетенций и нравственно-мировоззренческих позиций; активизация творческой, интеллектуальной инициативы; повышение мотивации к совершенствованию устной и письменной речи; совершенствование умений публичных выступлений и применение коммуникативных технологий для школьников города Москвы.


Предметом Конкурса являются ораторские выступления. 


Условия участия в Конкурсе. Участниками Конкурса являются обучающиеся 5 – 11 классов общеобразовательных организаций г. Москвы, подготовившие устное выступление для последовательного прохождения двух этапов конкурса (отборочного и финального).


Порядок проведения Конкурса.

Конкурс проводится в 2 этапа:

    I этап – отборочный – март 2020 г.

    II этап – финальный – 4 апреля 2020 г.

Финал Конкурса и объявление победителей – 4 апреля 2020 г.

Оргкомитет оставляет за собой право корректировки сроков проведения конкурса.



СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРА

«КТО ГОВОРИТ, ЧТО НА ВОЙНЕ НЕ СТРАШНО,

ТОТ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ О ВОЙНЕ…»

Отборочный этап конкурса проводится в очной форме на базе образовательных организаций г. Москвы с приглашением в жюри преподавателей кафедры риторики и культуры речи МПГУ.

Предусмотрены две возрастные категории участников:

             4 – 7 классы;

             8 – 11 классы.

По одному победителю в каждой возрастной категории (2 человека от школы) будут направлены для участия в финальном этапе конкурса.

Участники отборочного этапа будут награждены почетными грамотами.

Финальный этап конкурса будет проведен в Главном корпусе МПГУ (ул. Малая Пироговская, дом 1, строение 1). Будет определен 1 победитель (в каждой возрастной категории), два призера (второе и третье место) и пять номинантов (в каждой возрастной категории). Победителям и призерам будут вручены почетные дипломы и подарки, номинантам – почетные грамоты и подарки.

По окончании финального этапа все участники получат диск с записью выступлений.

В процессе подготовки к конкурсу предусмотрены образовательно-просветительские мероприятия, в ходе которых школьники и учителя познакомятся с историей риторики и особенностями неориторики, основными законами риторики, видами публичных выступлений, освоят риторический канон, овладеют умениями, необходимыми оратору для успешного выступления, получат необходимую помощь в подготовке к конкурсным мероприятиям. 7 (семь) занятий будут проведены преподавателями кафедры риторики и культуры речи в Главном корпусе МПГУ (ул. Малая Пироговская, дом 1, строение 1).

В состав жюри конкурса войдут специалисты в области риторики и коммуникативных технологий, тренеров по ораторскому мастерству. Все члены жюри входят в состав Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики.

Будет обеспечено информационное сопровождение реализации проекта в СМИ.

Критерии оценки ораторского выступления

             содержание речи: соответствие содержания теме и цели выступления;

             оригинальность раскрытия темы;       

             композиция речи: логичность, аргументированность, завершенность выступления;             

             выразительность речи: богатство словаря, использование изобразительных средств;          

             мастерство и артистизм: техника речи, убедительность, использование приемов привлечения внимания, контакт с аудиторией;

             соблюдение регламента выступления (3 минуты).  

Памятка участнику конкурса

1.            Определите цель вашей речи.

2. Начните подготовку к выступлению заранее. Обратитесь к справочникам, энциклопедиям, книгам по данной проблеме. Ведите записи необходимой информации на отдельных листах бумаги или карточках, в тетради или блокноте. В процессе сбора материала желательно предварительно распределять информацию по микротемам, делая пометы на полях, выделяя цветом либо подчеркивая основные мысли.

3. Составьте окончательный план своего выступления. Отберите нужную информацию в соответствии с вашим замыслом. Дополните полученную информацию собственными размышлениями и наблюдениями.

4. Создайте письменный текст своего выступления. Учитывайте интересы и особенности ваших слушателей. Излагайте правдивую информацию. Используйте адекватный жанру стиль речи. Помните, что все единицы создаваемого вами текста (слова, предложения, микротексты) должны быть связаны между собой общей мыслью и настроением.

5. Работая над структурой текста, помните, что во вступлении необходимо отметить, почему вы обратились к данной теме. В заключении усиливается и сгущается основная мысль вашей речи.

6. Используйте лишь те языковые средства, которые полно, точно, недвусмысленно отражают ваши мысли. Соблюдайте литературные нормы на всех уровнях языка.

7. Продумайте, какие средства привлечения внимания вы будете использовать:

             контактоустанавливающие средства (как видите / знаете / помните; отметим, поясним; нам важно…  и т. п.);

             риторический вопрос;

             апелляция к авторитетным источникам, личностям и пр.;

             лирическое отступление;

             примеры из жизни;

             афоризмы, пословицы, поговорки;

             юмористическое замечание;

             неожиданная аналогия;

             использование яркого эпизода (прием сопереживания);

             искусственное создание ситуации недоумения;

             изменение темпа повествования.

             и пр.

8. Подготовьтесь к произнесению речи (проведите репетицию). Усвойте структуру речи, ключевые слова, основные позиции. Произнесите речь, обратив внимание не только на вербальную, но и на невербальную сторону вашей речи. Не следует подготовленную речь заучивать, тогда она потеряет естественность. Проверьте, укладываетесь ли вы в отведенное вам время.

9. Во время произнесения речи помните, что первый шаг к сближению говорящего со слушателями – это обращение. Не читайте, а говорите! Не забывайте о визуальном контакте с аудиторией. Сохраняйте уверенный вид.

10. Будьте умеренны в использовании личного местоимения (я, мне, мною). Обращайтесь к языковым формулам солидарности: мы с вами знаем (помним); нам известно; как будущие студенты (специалисты), мы… и пр. Избегайте монотонности! Будьте эмоциональны. В завершение поблагодарите слушателей за внимание.


Контакт: lenusha@rambler.ru, 8-903-592-04-51. 

Комментариев нет:

Отправка комментария